Встретились с Алексеем после его очередной командировки - в Московский институт стали и сплавов. С российскими коллегами Алексей работает над перспективным направлением - мультиферроидными материалами. К тому же выяснилось, что в это время он еще должен находиться в отпуске. Фантастическое трудолюбие.
- Честно сказать, не очень люблю сочетание "талантливый ученый", - признается Алексей. - Талант - понятие относительное, и сложно его чем-то измерить, особенно в науке. Если в спорте ты пробежал стометровку быстрее всех соперников, то да, ты талантлив. Но судить так о научных достижениях, так же как о живописи или балете, не получится. Нельзя ведь сказать, кто лучше в изобразительном искусстве, Ван Гог или Куинджи.
Слышал, вы называете науку высшим проявлением творчества. Что вкладываете в эти слова?
Алексей Труханов: Это не мои слова, а друга-художника, который предложил такой взгляд. В науке действительно, как говорил Маркс, нет широкой столбовой дороги. Нет такого, что ты сейчас по определенному алгоритму сделаешь "раз-два-три" и добьешься успеха. И в этом она, конечно, близка к творчеству.
Как, по-вашему, выглядит собирательный портрет такого творческого молодого ученого?
Алексей Труханов: Я бы не хотел каким-то образом делить ученых на молодых или немолодых. Ученый уже в начале своей карьеры должен быть четко мотивирован на исследования - заставить из-под палки заниматься наукой нельзя. В должной мере ему следует быть амбициозным, не бояться ставить перед собой цели, которые на определенном этапе кажутся нереальными. Для меня творческий человек - тот, кто все время стремится заглянуть за грань чего-то неизведанного, не боится этого.
Это правда, что о победе в престижном конкурсе вы узнали от журналистов?
Алексей Труханов: Да, мне звонили журналисты, задавали вопросы и поздравляли, тогда-то я и понял, что победил. Ведь номинация, как в Нобелевском комитете, происходила вслепую, и человек, которого выдвигали на конкурс, даже об этом не догадывался. Знал об участниках лишь очень узкий круг лиц, сами номинаторы - директора институтов, академики, члены-корреспонденты. Позже я узнал, кого еще из моих коллег выдвигали - все очень достойные ученые, и каждый из них мог наравне со мной получить премию.
Для неспециалиста тема вашей работы звучит загадочно: "Многослойные пленочные, наноразмерные и композиционные материалы для экранирования устройств микроэлектронной техники..." Сможете на пальцах объяснить суть?
Алексей Труханов: Скажу коротко: результаты моей работы можно использовать для защиты бортовой электроники самолета. В принципе вопрос электромагнитной совместимости приборов сегодня очень актуален.
С наноматериалами вы накоротке. А близки ли вам такие предметы, как, к примеру, доска и гвоздь? Дома молоток в руки берете?
Алексей Труханов: Похвастаюсь. Сам отделал вагонкой балкон, друзья говорят, что получилось очень даже неплохо. Да и вообще работы по дому не боюсь - могу даже проводку электрическую сделать. Вот только на какие-то увлечения остается мало времени, уже и забыл, когда в последний раз был в кино. Хотя стараюсь и телевизор посмотреть, и книгу новую прочесть. Правда, не хватает усидчивости, чтобы взять и сразу дочитать до конца - полистаю несколько страниц и берусь за другую.
А как насчет карьерных и финансовых амбиций? Ну хотя бы уровень зарплаты устраивает?
Алексей Труханов: Многие молодые ученые мыслят категориями прошлого. Вот я, мол, такой молодец, пришел с красным дипломом, значит, меня должны обеспечить работой, хорошей зарплатой и всем остальным. Хотя в первую очередь надо самому ставить перед собой определенные цели и уже после достижения какого-то результата рассчитывать на достойную оценку. Встречаясь с молодыми коллегами, которые, бывает, жалуются на свое финансовое положение, спрашиваю, все ли возможности они использовали. И выясняется, они даже не подавали проекты, например, в Белорусский республиканский фонд фундаментальных исследований. Но ведь под лежачий камень вода не течет. Наши ученые могут принять участие и в проектах подобного российского фонда, и в европейских программах. Так что возможностей полно, было бы желание.
И премия в конкурсе Алферовского фонда и Национальной академии наук Беларуси - солидная поддержка молодым ученым...
Алексей Труханов: Скажу совершенно искренне, эта премия не была для меня решающим итогом победы в конкурсе. Но это действительно хорошая финансовая поддержка, как ни крути. А сам конкурс важен, скорее, по другим причинам. Прежде всего молодой ученый должен чувствовать внимание к себе и поддержку. Еще конкурс дает отличную возможность понять, на каком уровне ты находишься. И если ты являешься лауреатом Алферовского фонда, то это можно с гордостью записать в свое резюме. Но главное, победа - хороший стимул для дальнейшего развития.
Кстати
В нынешнем году конкурс для ученых до 35 лет проводится в области биологии, химии, медицины, аграрных наук и наук о Земле. Для участия в нем документы с пометкой "На соискание премии Алферовского фонда и Национальной академии наук Беларуси для молодых ученых 2015 года" должны быть представлены в НАН не позднее 31 октября 2015 года. Победитель конкурса получит сумму в белорусских рублях, равную в эквиваленте 2,5 тысячи долларов.