В среду это подтвердили глава Пенсионного фонда Антон Дроздов и замминистра финансов Алексей Лавров.
Вопрос теперь в том, как именно будут использованы эти деньги. Если пустить на индексацию социальных выплат, то для экономики они окажутся потраченными впустую, считает руководитель направления "Финансы и экономика" Института современного развития Никита Масленников. По своей природе это "длинные деньги", предназначенные для крупных инфраструктурных проектов, и именно так они и должны работать. Возможно, через проектное финансирование, или же можно оставить их в распоряжении негосударственных пенсионных фондов, но с более жесткими критериями по инвестированию накоплений - они не должны лежать на депозитах в банках.
Одновременно минфин предложил продлить заморозку зарплат федеральных чиновников, судей, прокурорских работников, сотрудников Следственного комитета, а также не повышать денежное довольствие военнослужащим.
Все эти жесткие меры, равно как и индексация пенсий лишь на 4 процента, учтены в проекте федерального бюджета, который вчера минфин опубликовал для общественного обсуждения. Впервые он содержит предложение не индексировать материнский капитал. В 2016 году он останется на уровне 453 тысяч рублей.
Если не перестраивать бюджет, оставить его как есть, бюджетный дефицит составил бы 4,4 процента ВВП, отмечает Никита Масленников. По проекту бюджета на 2016 год, дефицит снизится до 2,8 процента.
По сравнению с текущим годом расходы даже в номинальном выражении вырастут незначительно (15,761 триллиона против 15,467 триллиона рублей), но в реальном, с учетом 12-процентной инфляции, сократятся. А вот прогнозируемые доходы (13,577 триллиона) довольно существенно превышают показатели этого года (12,54 триллиона). Разница между расходами и доходами, таким образом, составит 2,184 триллиона рублей.
Как и сейчас, основным источником финансирования дефицита будет Резервный фонд: из него возьмут 1,76 триллиона рублей. На начало октября в Резервном фонде было 4,67 триллиона рублей. По подсчетам минфина, к концу 2016 года в Резервном фонде останется 1,25 триллиона рублей, но Фонд национального благосостояния останется практически нетронутым - в следующем году он сократится с 4,90 до 4,69 триллиона рублей.
При этом расходы по блоку "Национальная экономика" увеличиваются на 232 миллиарда рублей.
У чиновников зарплаты выше средней по стране, поэтому идея не повышать им зарплаты, а ее с начала года никто не скрывал, не вызывает особого отторжения. С пенсиями сложнее. "Все-таки у нас впервые с начала века растет количество людей, живущих за чертой бедности. В следующем году их может быть уже более 20 миллионов. Выход один - делать социальную поддержку адресной. Но если решения по зарплатам и социальным расходам позволяют дать дополнительные стимулы экономическому росту, тогда выбор очевиден в пользу экономического роста. Потом это позволит решить нынешние проблемы. Гораздо большая несправедливость - еще два года сидеть в рецессии. Экономический рост создает тот пирог, который потом можно делить", - считает Никита Масленников.
Бюджет исходит из повышения налоговой нагрузки на топливно-энергетический комплекс, на котором настаивал минфин. Предполагается, что среднегодовая цена на нефть составит 50 долларов за баррель, а инфляция снизится в два раза - до 6,4 процента. Этот уровень укладывается в базовый прогноз Центрального банка на следующий год, а основные параметры бюджета, надо думать, полностью устраивают ЦБ с точки зрения цели по инфляции.