Как этот процесс идет в сфере водоснабжения и водоотведения, рассказывает генеральный директор УК "Росводоканал" Антон Михальков.
- Антон Юрьевич, ЖКХ всегда считалось одной из самых проблемных отраслей в России. Для изменения ситуации руководство страны делает ставку на государственно-частное партнерство. Как сегодня развивается ГЧП в сфере водоснабжения и водоотведения (ВиВ)?
- О необходимости привлечения частных инвестиций в региональные инфраструктурные проекты федеральные власти говорят уже давно, наша компания - один из самых ярких примеров инвестиционного присутствия в отрасли. Сегодня бизнес в ЖКХ начал развиваться, полностью подготовлена вся необходимая нормативно-правовая база. Хотя еще два-три года назад никто особо не рассматривал отрасль водоснабжения и водоотведения как возможное поле для нормального инвестиционного процесса.
Долгое время мы работали не совсем в цивилизованном правовом поле, когда договоры аренды сетей были основной формой взаимодействия между заказчиком (муниципалитетом) и ресурсоснабжающей организацией. Сегодня в законодательство внесены изменения, которые позволяют спокойно работать в рамках концессионных соглашений и обеспечивают большую защищенность инвестора-оператора и муниципалитета.
Этот формат подразумевает долгосрочные отношения на десятилетия вперед. В рамках таких соглашений город сохраняет в собственности существующую инфраструктуру и получает новые капитальные объекты, построенные для улучшения работы систем ВиВ. Оператору же, в свою очередь, гарантируется возврат инвестированных средств, речь идет о том, что долгосрочная тарифная формула зафиксирована на весь срок концессионного соглашения. В стране заключено более 400 концессионных соглашений. На тех конкурсах, которые проводят крупные муниципалитеты, идет настоящая конкурентная борьба. Минстрой РФ делает все возможное для создания благоприятного инвестиционного климата в сфере ЖКХ.
- Однако отрасль традиционно называют убыточной, на чем же бизнес, решивший войти в нее, может заработать?
- Все зависит от нормативно-правовой базы, в которой живет отрасль. Долгое время сама идея, что ЖКХ может быть полем предпринимательской деятельности, формирующей сегодня прибыль, всерьез не воспринималась. На федеральном уровне дан четкий сигнал на привлечение инвесторов и передачу частным профессиональным оператором управление муниципальными сетями ВиВ, на основе концессионных соглашений, что зафиксировано в стратегии развития ЖКХ. Однако зачастую руководителям муниципалитетов проще и привычнее в ручном режиме управлять водоканалами, функционирующими в форме МУПов, для которых высокая эффективность и экономический результат не являются приоритетом.
- За счет чего формируется доходность предприятий в группе компаний под вашим руководством?
- Действующее законодательство гарантирует оператору предпринимательскую прибыль, которая составляет пять процентов.
Кроме того, повышение энергоэффективности и снижение операционных издержек, стоимость закупок и прочее тоже может принести предприятию экономический эффект.
Есть еще один источник - плата от промпредприятий за негативное воздействие на окружающую среду и за превышение допустимых концентраций вредных веществ в стоках. Эти средства мы направляем на экологические мероприятия и на реализацию производственной программы.
- Какие риски вы видите при переходе на долгосрочное тарифообразование?
- В рамках нормативно-правовых актов, регулирующих тарифообразование, мы имеем несколько источников формирования денежных потоков. Один из них - это тарифная составляющая, которая идет на операционную деятельность. С 2016 года все предприятия отрасли должны перейти на долгосрочное тарифное регулирование ("Росводоканал" сделал это в 2015-м). Экономический эффект, который мы получим от грамотного управления бизнесом, позволит нам пользоваться средствами, накопленными в результате экономии, в течение пяти лет. Мы начали работать вместе с Минстроем над дополнениями к нормативным актам, которые помогут мотивировать операторов к повышению эффективности работы в следующий тарифный цикл. Так как существует риск, что экономия, которую мы получили в течение первых пяти лет, будет изъята из тарифа и следующий регулируемый период потеряет инвестиционную привлекательность. Долгосрочное и прогнозируемое тарифное регулирование позволит привлекать инвестиции в необходимых объемах для модернизации отрасли уже сегодня, так как гарантия возврата средств заложена в действующем законодательстве.
- Как реализуется поручение президента о передаче неэффективных МУПов в концессию? Есть ли успешные примеры?
- Концессия, самый прогрессивный метод ГЧП, который позволяет на понятных и прозрачных условиях вкладывать в отрасль собственные и заемные средства сегодня, а не через 20 лет, так как есть гарантия того, что они вернутся через будущие тарифные поступления. Сегодня мы сталкиваемся с нежеланием многих муниципалитетов переходить на концессионную модель отношений. Это связано с системой, которая складывалась в течение многих лет. В настоящее время Минстроем России и Минэкономразвития РФ разработана методика для оценки эффективности МУПов, на основании которой все субъекты Российской Федерации провели анализ эффективности МУПов, и официально неэффективными признаны 30% всех предприятий, а их передача в концессию должна состояться в ближайшие два года. Нужно найти механизмы стимулирования, например, дополнительно субсидировать малые города, куда тяжело привлечь крупных инвесторов, и, наоборот, прекращать финансирование из бюджета убыточных предприятий, владельцы которых - муниципалитеты - не принимают мер для передачи их частным операторам.
"Росводоканал" управляет предприятиями в семи городах России, и одно из них, в Воронеже, работает в рамках концессии, а благодаря четко прописанным обязательствам у нас сложились понятные деловые отношения с областной администрацией и муниципалитетом.
В регионах присутствия компанией накоплен позитивный опыт по оптимизации процессов бизнеса и производства. Мы проводим реструктуризацию долгов, переформатируем систему управления, повышаем энергоэффективность, сокращаем потери воды.
Однако в нашей практике есть и другие ситуации. Так, в Краснодаре руководство города хочет вернуть водоканал в муниципальное управление. "Краснодар Водоканал", входит в ГК "Росводоканал" уже более 10 лет, все это время достаточно успешно работает над повышением эффективности и качества предоставляемых услуг в сфере водоснабжения и водоотведения Краснодара. Хотелось бы понимания со стороны города в отношении нашего стремления максимально конструктивно разрешить ситуацию и сохранить предприятие под управлением нашей группы. В этом мы получаем поддержку со стороны Минстроя. Деятельность краснодарского водоканала была тщательно проанализирована экспертами рабочей группы Минстроя России, созданной по распоряжению вице-премьера правительства РФ Дмитрия Козака, в которую вошли представители Минстроя, эксперты НП "ЖКХ Развитие" и ОАО "Институт МосводоканалНИИпроект". Проведен детальный анализ, на основании которого подготовлен отчет о деятельности водоканала, в котором сказано, что нарушений в работе, способных стать основанием для расторжения соглашения с оператором, нет. 2 сентября прошло совещание рабочей группы под руководством заместителя главы Минстроя Андрея Чибиса с участием представителей администрации Краснодара, Краснодарского края и ГК "Росводоканал". Была констатирована необходимость урегулирования ситуации в решении вопроса о трансформации договоров аренды в концессионные соглашения без расторжения действующих договоров.
- Что даст отрасли трансформация договоров аренды в концессионные соглашения? Почему пока этот механизм непопулярен?
- Законодательство позволяет трансформировать договоры аренды в концессионные соглашения, однако этот процесс требует согласия обеих сторон (муниципалитета и инвестора). Мы идем по пути трансформации во всех регионах нашего присутствия. Это придаст прогнозируемости отношениям между муниципалитетом и оператором.
Подавляющее большинство частных операторов управляет предприятиями системы водоснабжения и водоотведения на основании договоров аренды, заключенными 10-15 лет назад, в них, как правило, недостаточно четко прописаны взаимные обязательства, что несет риск обеим сторонам. Кроме того, некоторые пункты этих договоров конфликтуют с сегодняшним законодательством, поэтому существует возможность недобросовестного прочтения определенных положений. Проще говоря, можно в одностороннем порядке попытаться расторгнуть договор и передать сети либо другому оператору, либо в управление МУПа.
- Однако все ваши усилия могут быть сведены на нет из-за проблемы неплатежей, которая в ЖКХ уже давно приобрела хроническую форму. Какие проблемы вы видите по текущей деятельности предприятия, какие меры необходимо принять, чтобы урегулировать этот вопрос?
- Да, неплатежи - это в тактическом плане основная наша проблема. Кризисные явления в экономике, потрясения на внешних рынках приводят к снижению платежной дисциплины всех категорий абонентов.
Еще одной существенной проблемой являются массовые подключения к системам ВиВ предприятий среднего и малого бизнеса в обход действующего законодательства, что негативно влияет не только на собираемость платежей, но и влечет за собой технологические риски, такие как прорывы и аварии. Мы боремся с этими нарушениями в рамках действующего законодательства, проводим серьезную разъяснительную работу, предлагаем узаконить присоединение к нашим сетям и работать в рамках заключенного договора.
Также нас беспокоят факты мошеннического характера, когда управляющие компании не платят месяцами, потом банкротятся и позже регистрируются как новое юридическое лицо. Здесь нам необходима помощь в первую очередь правоохранительных органов по выявлению недобросовестных УК и недопущению с их стороны мошенических действий.
Но у нас есть и примеры позитивного сотрудничества с властями в рамках борьбы с неплатежами, например Воронеж. Мы нашли компромисс с тепловиками, сегодня они сокращают свою задолженность. Во многом это обусловлено тем, что власти города и области максимально поддерживают нашу работу.
Мы совершенствуем нашу платежную систему, стараемся повысить удобства расчетов для клиентов, развиваем судебную практику. Ведь из-за долгов страдают потребители, так как деньги не попадают в инвестиционную программу.
- Какие еще законодательные изменения необходимы, чтобы бизнес активнее входил в ЖКХ?
- На сегодня проделана работа по внесению изменений в закон о концессиях, в которой мы приняли активное участие, которые должны быть приняты в ближайшее время. Данные изменения касаются возможности передачи в концессию сетей коммунального комплекса, которые не зарегистрированы. Это очень важно, так как сейчас в муниципалитетах отсутствует регистрация на большую часть объектов имущества предприятий ВиВ, и проблема решается очень тяжело в связи с отсутствием средств в бюджетах муниципалитетов.
Мы также считаем крайне важным допускать к концессионным конкурсам только профессиональных операторов, имеющих многолетний опыт и доказавших свою финансовую состоятельность. Согласитесь, странным выглядит участие в конкурсе на управление водокоммунальным комплексом города компании, которая зарегистрирована за пару месяцев до конкурса.
Кроме того, необходимо внести изменение в действующее законодательство, повышающее ответственность за неплатежи и несвоевременную оплату услуг ЖКХ, предоставляющее возможность взыскания долгов и начисления штрафов с 1-го месяца просрочки.
По моему мнению, все это поможет вывести отрасль на новый уровень и привлечь серьезные инвестиции в модернизацию ЖКХ России.
На правах рекламы