На досмотровой площадке для автотранспорта рабочие заменили посеченный осколками навес. Кое-где на стенах еще видны небольшие отметины, но они не так сильно бросаются в глаза.
- Проезжайте быстрее, не мешай работать, - торопит ополченец с автоматом на плече и молотком в руках.
Бетонные противотанковые ежи сдвинуты в сторону, и дорога за погранпунктом свободна. Вдоль обочины - в посадках с желтеющей листвой не видно воронок и поваленных взрывами деревьев. После ожесточенных боев природа залечивает раны. Впрочем, не только она.
До горизонта раскинулись разминированные и распаханные поля, возле дороги появилась ухоженная скотина. Несколько коров без страха смотрят на проезжающие мимо машины. А на разбитом войной шоссе чернеют свежие асфальтовые заплаты. Исчезли блокпосты, баррикады, окопы и блиндажы, зато работают заправки и придорожные магазинчики. Здания, смотревшие на дорогу пустыми почерневшими от копоти глазницами окон, отремонтированы и застеклены.
Донецк тоже встречает уже не по-военному, как в предыдущие разы. Разобраны укрепления на въезде, с дороги растащены бетонные блоки, стальные "ежи" ржавеют в сторонке. Зато работает местная ГАИ. Вооруженных ополченцев на улицах больше нет. А среди плакатов с социальной тематикой появилась коммерческая реклама.
Людей и машин в городе стало заметно больше. Кое-где на светофорах даже образуются небольшие пробки. Впрочем, они не вызывают раздражения. "Мы так соскучились по пробкам", - признаются дончане. Припарковать редакционную машину возле Крытого рынка получается не сразу. Тут полно продавцов и покупателей. В местной столовой тоже оказалось неожиданно многолюдно.
"У вас теперь всегда так?" - интересуюсь на кассе. На меня смотрят с удивлением. "Обеденное же время, - потом добавляют для пущей ясности. - Да, всегда. Теперь - всегда".
В пресс-центре ДНР подтверждают официально: жизнь вошла в мирное русло. "Люди возвращаются. Работают предприятия, шахты, магазины, кафе, садики и школы. В службе занятости ежедневно появляются новые вакансии. В городе спокойно, обстрелов нет. Хотя случился тут у нас один мощный взрыв. Демографический, - смеются сотрудницы пресс-центра Анжела и Оля. - Очень много детишек сейчас рождается".
Действительно, на улицах полно детворы и безбоязненно гуляют мамочки с колясками. А о восстановлении промышленности может свидетельствовать хотя бы тот факт, что за сентябрь на шахтах ДНР были добыты рекордные 965 тысяч тонн угля. И, кстати, буквально на днях горняки ввели в эксплуатацию новую лаву на шахте "Заря".
"Это уже четвертая лава, запущенная в этом году. Надеюсь, с ее помощью в октябре мы добудем уже миллион тонн угля. А в ноябре-декабре будут сданы новые лавы на шахтах Кирова, Иловайская и Глубокая. Ведь новая лава для предприятия и города - это кормилица, а уголек, который идет на-гора - это деньги на зарплату шахтерам", - признался и.о. министра угля и энергетики ДНР Руслан Дубовский.
Пожалуй, единственным инцидентом на фоне мирной жизни, стал недавно сбитый украинский беспилотник. При падении летательный аппарат, появившийся в нарушение всех договоренностей в небе над Донецком, повредил крышу жилого дома. К счастью, никто не пострадал. Но в целом власти ДНР признают, что перемирие соблюдается. Уже официально ведется отсчет дней и ночей без войны, а сотрудники коммунальных служб приступили к восстановлению разрушенной инфраструктуру на линии соприкосновения.
"Мы получили допуск на обследование домов и инженерных сетей. Например, девятиэтажный дом по ул. Софийской, 17, получил более 30 попаданий. Сейчас здесь работают ремонтные бригады, которые восстанавливают водопроводные сети, линии электропередачи, обследуют газовое хозяйство, коллекторы, колодцы, наружные сети. Тут без воды, света и газа продолжали жить люди, и их никто не бросит", - обещает заместитель главы администрации Куйбышевского района Иван Адамец.
Параллельно с восстановительными работами в Донецке ведется подготовка к отопительному сезону. "В прошлом году, несмотря на тяжёлые условия, отопительный сезон прошёл на "отлично". В этом будет использован прошлогодний опыт", - уверяет руководитель администрации главы ДНР Максим Лещенко.
Есть и еще один важный признак восстановления: после долгого перерыва начал работу госархив теперь уже Донецкой народной республики, в котором хранится более 2 миллионов документов. В архиве можно получить справки об отводе земельных участков и предоставлении жилья.
- А я вас узнала, - приветливо улыбается из-за гостиничной стойки сотрудница ресепшна Кристина - Вы приезжали, когда у нас бабахало.
- А сейчас тихо?
- Еще как громко! Концертов много. На День учителя знаете, как здорово было! Очередной концерт проходит в театре оперы и балета. Прибывший с гастролями ансамбль "Россия" имени Людмилы Зыкиной собрал полный зал. Крики "Браво!" звучат после каждой песни.
- У меня нет больших денег, чтобы построить новые дома людям взамен разрушенных войной. Поэтому хочется поддержать людей, порадовать их, сказать, что я их очень и очень люблю, - говорит народная артистка РФ Надежда Крыгина.
- Наконец-то Донецк живет настоящей жизнью. После войны мы даже стали чаще ходить в театр. Собираемся группкой и идем. Здесь забываешь о том, что пришлось пережить, и настраиваешься на лучшее, - объясняет пенсионерка Галина.
- Донецкий театр уже заработал в полную силу. Здесь отличное техническое оснащение и прекрасная публика. А самое главное - у людей позитивное настроение, они уже почувствовали вкус мирной жизни, - делится впечатлениями администратор ансамбля "Россия" Татьяна Сахань.
А мирная жизнь бурлит. Донецк словно спешит наверстать упущенное. В октябре мюзикл "Три мушкетера" открыл театральный сезон в музыкально-драматическом театре, возобновил работу кукольный театр, состоялись конно-спортивные соревнования "Золотая осень Донбасса", прошел фестиваль боевых единоборств. На очереди турниры по гимнастике, бальным танцам и дзюдо. У дончан начали пользоваться популярностью музеи.
- После войны мы стали выполнять норму ежедневного посещения в 200 человек, - рассказывает директор донецкого художественного музея Галина Чумак. - Приходит много детей. Сейчас в музее проводится сразу семь выставок. Например, демонстрируются работы донецкого художника Равиля Акмаева, от которых так и веет юмором. Другая выставка, посвящена стахановскому движению. У нас, кстати, собрана самая крупная коллекция на эту тему.
А сотрудники краеведческого музея недавно завершили необычные раскопки. Работы по всем правилам археологической науки велись на территории самого музея, попавшего под обстрел украинской артиллерии. Здание разрушилось и под обломками оказались экспонаты из музейных фондов. Древние артефакты пришлось долго и кропотливо извлекать из завалов со всеми необходимыми предосторожностями. Еще одно характерное веяние времени: настроение людям в Донецке поднимают уличные музыканты.
- Мой дом разрушен, и я пока живу у друга, - говорит Артем, на время отложив гитару. - Но ничего, жизнь налаживается. Сегодня своими глазами видел, как открылся разбомбленный Дворец Спорта "Юность". Там так и написано: "Мы работаем". И мы тоже работаем. Раньше люди прятались от снарядов в подвалах, а теперь спокойно гуляют по городу. Правда, денег у них немного, но для музыкантов находят копеечки. И ополченцы любят нас слушать.
Специально приходят. Мы для них поем "Вставай, Донбасс" или песни Цоя. Еще один донецкий музыкант Александр из группы "Компот" окончил консерваторию. Его конек - заводная цыганская музыка. Впрочем, сейчас на улицу Александр выходит все реже.
- А зачем? Открываются клубы - выступаю там. Еще устроился преподавателям в музыкальную школу. В общем, уже чувствуется стабильность.
Вечер в Донецке корреспондент "РГ" провел в местном культовом клубе, который на время войны закрылся из-за отсутствия посетителей. Теперь сюда подтянулись завсегдатаи и появились новые клиенты. А еще изменилось меню: оно стало рублевым. Здесь людно и уютно. Большая компания за столом играет в карты. У барной стойки практически нет свободных мест. Кто-то произносит тост. Звенят бокалы и рюмки. Народ дружно чокается. Присоединяюсь, запоздало выясняя, за что пьем.
- За хороший мирный вечер, - объясняют мне.
Что ж, за это стоит.