08.10.2015 11:17
    Поделиться

    В Воронеже показали соратника Тутанхамона

    Соратник Тутанхамона, храмовая певица, священная "прабабушка" и царский сфинкс ждут жителей и гостей Воронежа в музее имени И. Крамского. Ценные экспонаты достали из запасников в честь 200-летия египетской коллекции - старейшей и третьей по значимости в России. Некоторые вещи уникальны для Европы, другие имеют аналоги в Лувре, Египетском музее в Турине и музее Метрополитен в Нью-Йорке. Собрание подготовили к юбилею на пожертвования энтузиастов.

    Мечты сбываются

    ...Великий царский писец Несипахерентахат молил архитекторов и художников прошлого принять его в свой сонм. Руководя строительством гробниц в X веке до новой эры, он понимал, что эпоха мастеров клонится к закату. По поручению Тутанхамона писец спас мумии 37 фараонов - их извлекли из пирамид, перепеленали и спрятали от грабителей в тайниках. Собственный саркофаг он испещрил заклинаниями, поместив среди канонических формул самочинные просьбы к покойным коллегам. Помогло ли это в мире загробном, неизвестно. А вот в земном Несипахерентахат преуспел. Его саркофаг в Воронеже соседствует с шедеврами из Фив, картинами Брюллова и Репина.

    - Очень важна статуя вельможи с головой священного овна, их в мире всего три. Причем воронежская - пропорциональнее той, что хранится в Турине, и сделана из более дорогого камня, - отметил египтолог из Москвы Виктор Солкин. - Великолепна накладка на мумию жрицы Амона с магическими знаками и скарабеями (эти жуки символизировали победу над смертью). Возможно, женщину звали Неситауджатахет: так подписаны саркофаги, также подаренные России в 1890-е годы и доставшиеся Казани и Одессе.

    Примечателен пирамидион, то есть верхушка пирамиды, с надгробия вельможи Имхотепа. На нем начертаны разные формы бога Солнца (скарабей, сокол, старец) и Птах - повелитель сил земли, превозмогающих смерть. Характерны статуэтки ушебти - "ответчиков", которые должны были "зарабатывать" знатным покойникам на пропитание. Маленький сфинкс в полосатом платке с косичкой, вероятно, украшал ворота в храм.

    Самые яркие египетские экспонаты в музее имени И. Крамского снабдили QR-кодами - они дают доступ к описаниям и аудиогиду. Звуковую экскурсию можно скачать и на сайте izi.travel.

    Люди как люди

    Ряд экспонатов вывезен из "Места истины" (сейчас Дейр эль-Медина) - закрытого поселка на 70 семей рабочих и художников, строивших гробницы в Долине царей.

    - Мастера могли покидать деревню лишь по большим праздникам - они же знали все тайны некрополя, - пояснил Виктор Солкин. - У "людей Гробницы" была своя прислуга, больница, суд, кладбище. Их содержали за счет казны, выделяя продукты и вещи. Сношенную одежду следовало вернуть - вторсырье шло на фитили для ламп. Два великих писца играли роль начальников и соглядатаев. Сохранилось донесение: такой-то художник пил весь вечер и не явился на работу... Однажды мастерам две недели не поставляли еду, и они устроили, пожалуй, первую в истории сидячую забастовку. Их утихомирили, сославшись на сложную ситуацию в государстве. Известно два процесса по делу врачей, выдавших ложные справки. А чего стоит жалоба на приемного сына: "...сидел пьяным на недоделанном саркофаге фараона и кидал грязью в прохожих"! Древние египтяне были людьми с понятными нам страстями...

    В прихожей каждого дома стоял алтарь с фигурками пращуров - такими, как хранящийся в Воронеже женский бюст XIII века до н. э. (ближайший его аналог находится в музее Метрополитен). Рядом со святынями лежали списки умерших членов семьи - за три-четыре века. Египтяне верили, что память о человеке гарантирует ему вечную жизнь, и писали свои имена, где только могли. В том же зале, в "присутствии" предков, принимали роды и хоронили младенцев, не доживших до года. В столовой обитали священные животные: кошки, белые гуси и обезьяны. Был еще погреб, открытая кухня и небольшой зал вроде кладовки - древние не страдали "вещизмом". Спали нередко под навесом на крыше.

    Некоторые экспонаты Воронежской коллекции не имеют аналогов в столицах

    - Теснота, замкнутый круг общения, девять рабочих дней из десяти... До некрополя двое суток тащили на себе краски, инструменты и воду. От тягот жизни спасались вечеринками и искусством. Художники красиво украшали жилища (не забывая подписываться), гробницы и саркофаги друг друга - не менее усердно, чем для фараонов, - рассказал Солкин. - Причем если в царской усыпальнице они соблюдали каноны, то дома "отрывались". На помойке "Места истины" было найдено более 12 тысяч рисунков - очень живых, даже едких. На одном изображены носилки вельможи с сидящей на них мышью.

    Художники оставили множество текстов: поэмы и басни, любовная лирика и письма мертвым из серии "замолви обо мне словечко перед богами" или "дорогая, перестань являться во снах, я хочу жениться вновь". Папирус был дорог, и иногда художник смывал с него бухгалтерский отчет, чтобы записать сказку.

    В египтологии постоянно возникают новости, связанные как с находками в пустыне, так и с изучением музейных вещей. Так, ученые узнали судьбу великого царского писца Рамосе из "Места истины", чья стела выставлена в Воронеже (аналог - в Лувре). Это "молитва в камне" о даровании детей. Жена писца была бесплодной, но он не взял новую, а воспитал мальчика из бедной семьи. Тот стал знаменитым художником и писателем. Немало открытий обещает подарить после реставрации саркофаг Несипахерентахата. Точку в истории воронежской коллекции ставить рано.

    Как сокровища Египта попали в Воронеж

    Большую часть древностей собрал 24-летний уроженец Эстонии, входившей в Российскую империю, Отто Фридрих фон Рихтер (1791-1816). Он провел в верховьях Нила четыре месяца, накупил в Мемфисе и Фивах всяких диковин, проехал по Палестине, Сирии и Македонии, поискал следы Трои и умер в Турции от дизентерии. Отец отдал его коллекцию в музей при Императорском университете в Дерпте - нынешнем Тарту. В конце XIX века там же оказались предметы из погребения жрецов и жриц Амона в Баб эль-Газусе, подаренные России правителем Египта.

    В годы Первой мировой вуз эвакуировали вглубь страны, после революции перенесли в Воронеж. Собрание древностей перекочевало в областной музей изящных искусств. В 1941-м эвакуация понадобилась снова - причем египетские вещи удалось вывезти почти без потерь, хотя на все фонды вместо пяти вагонов выделили два.

    К 200-летию экспедиции фон Рихтера столичная библиотека имени М. Волошина привезла в Воронеж серию раритетов: заметки первых русских путешественников по Египту, гравюры наполеоновских времен с изображением Долины царей и даже... мумию сокола. Увидеть выставку можно до 1 марта по билету на основную экспозицию.

    Прямая речь

    Владимир Добромиров, директор областного художественного музея имени И. Крамского (Воронеж):

    - В постоянной экспозиции было около 30 египетских вещей из 159 единиц хранения, стало 73. Саркофаг царского писца теперь можно рассмотреть со всех сторон. Его уже сто лет не открывали. В этом году московские египтологи посмотрели внутреннюю отделку через щель с помощью видеокамеры. Но чтобы сделать репродукции росписей и выставить саркофаг в открытом виде, нужна научная реставрация. В мастерской имени академика И. Грабаря проект оценили в 3,2 миллиона рублей. Надеемся на ФЦП минкультуры. А пока поместили это сокровище под добротный стеклянный колпак. Впрочем, вот я говорю "сокровище" про саркофаг X века до н. э. - а как же тогда весовая гирька для золота, которая старше на 900 лет? Одна на всю Европу! У нас выставлены сплошь "изюминки". В запасниках остались дублирующие или поврежденные вещи. Вывозить коллекцию куда-либо мы вряд ли согласимся - разве что в Эрмитаж или ГМИИ имени А. Пушкина, где есть грамотные специалисты по Египту. Милости просим в Воронеж!

    Виктор Солкин, президент ассоциации по изучению Древнего Египта "Маат" (Москва):

    - По качеству воронежскую коллекцию превосходят собрания Пушкинского музея и Эрмитажа, но некоторые ее экспонаты не имеют аналогов в столицах. При Отто фон Рихтере на рынке еще были великие произведения, а сам он имел отличный вкус и собрал предметы, которые дают цельное представление о культуре Древнего Египта. Более обширные коллекции, например, в Казани или Иванове по значимости уступают воронежской. Но здесь были устаревшие витрины, недоставало света. К 200-летию поездки Рихтера музей не получил грант в фонде Потанина - и мы бросили клич в народ. Отозвалось около 70 человек из Воронежа и Москвы: 600 тысяч пошло на обновление экспозиции, 200 - на каталог. Еще 600 тысяч выделил фонд Прохорова на образовательную часть проекта. Москвичи, впрочем, читали лекции бесплатно.

    Юным воронежцам расскажут о культуре Древнего Египта

    Мастер-классы для школьников пройдут в музее имени И. Крамского на осенних и зимних каникулах - ребята освоят древние ремесла и снимут мультфильмы о фараонах и пирамидах, которые покажут публике в феврале. Подробности ищите на сайтах kramskoy-vrn.ru и knigafe.ru. Телефон музея: (473) 255-38-67. А 10 октября в 18 часов в книжном клубе "Петровский" - бесплатный спектакль по древнеегипетским сказкам.

    Поделиться