Конец перехода
Так называемая контрактная система закупок в России регулируется федеральными законами N223 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Переход на нее в идеале должен пресечь крымские импровизации в тендерных процедурах, столь распространенные в переходный период.
Например, в июле 2015 года хозяйствующим субъектам РК разрешили еще полгода не связываться с тендерами. Также для Республики Крым и Севастополя продлили действие упрощенного порядка госзакупок (постановление Совмина РК N25), которым местные чиновники пользуются с февраля 2015-го.
А Заксобрание Севастополя с ноября 2014 года разрешило медицинским организациям города обходиться без тендеров при закупке оборудования на сумму не более 100 миллионов рублей.
Но, к сожалению, при таком подходе о борьбе с коррупцией можно забыть. Подтверждением тому стало недавнее заявление Общероссийского народного фронта (ОНФ) "За честные закупки" в отношении тендера на оборудование для Ялтинской городской больницы N1. Стоимость приобретаемых для медучреждения турникетов и арочных металлодетекторов - 920 тысяч рублей - общественники сочли завышенной в два раза.
Вот тут-то и придет на помощь система закупок, на которую должен перейти Крым: она предусматривает обязательную проверку любого контракта независимо от срока, прошедшего с момента его заключения. К слову, только в прошлом году Счетная палата РФ выявила нарушения в сфере госзакупок на сумму более 39 миллиардов рублей.
Но готовы ли новые российские регионы проводить процедуру госзакупок в соответствии с федеральным законом N44? По словам статс-секретаря - замруководителя Федеральной антимонопольной службы РФ Андрея Цариковского, в Госдуму уже внесен законопроект о полном переходе от аукционов с бумагами и молоточками к электронным торгам.
- Электронные торги - это развитие принципов, изначально заложенных в контрактную систему, - считает Цариковский. - Это привлечение большего количества хозяйствующих субъектов к процессу закупок и полная открытость.
Запутались в проводах
Но в Крыму с переходом в электронное пространство возникли сложности.
Например, минздрав республики уже год не может сформировать технические задания и выложить их на электронную площадку, чтобы наконец-то автоматизировать все медицинские учреждения, сократить сумасшедшие очереди и повысить качество медуслуг. Хотя 1,2 миллиарда рублей на модернизацию и информатизацию ведомству из федерального бюджета выделили.
- Огромная проблема на бытовом уровне - это низкий уровень компьютерной грамотности чиновников и отсутствие управленческой квалификации в сфере информационных технологий, - считает Наталья Онофрийчук, замдиректора ГУП РК "Крымтехнологии". - Чтобы провести любую закупку по 44-му федеральному закону, нужно зайти на электронную торговую площадку, зарегистрироваться и выставить документацию своего конкурса. Но сначала следует получить электронную подпись, без которой невозможно провести закупку. Значит, надо хотя бы понимать, что такое электронная подпись.
Компьютерная безграмотность некоторых чиновников республики может привести к настоящему управленческому коллапсу. Ведь уже в 2016 году региональная крымская система должна быть включена в федеральную и предоставлять жителям полуострова в электронном виде как минимум 20 госуслуг.
Но даже региональная система электронного документооборота "Диалог", которую министерство внутренней политики, информации и связи РК анонсировало в январе, запускается в муках. Она упрощает работу органов местного самоуправления, сокращая сроки хождения документов по кабинетам.
Но, получив логины и пароли для доступа в систему, многие чиновники, поблагодарив разработчиков, тут же о них забыли. Не потому ли, что система электронного документооборота делает их работу прозрачной и хорошо контролируемой - фиксирует как любой шаг чиновников в работе с документами, так и их бездействие. В числе отстающих - министерство труда и соцзащиты РК, министерство промышленной политики РК, министерство сельского хозяйства РК, инспекция по государственному газовому надзору и энергосбережению, государственная архивная служба и служба по мобилизационной подготовке и гражданской обороне Крыма плюс администрации Красноперекопского и Сакского районов. В 18 сельских поселениях республики нет каналов связи и широкополосного высокоскоростного Интернета, а в 37-ми - даже компьютеров и других необходимых технических средств.
На счетах быстрее
В этом смысле повезло Нижнегорскому району, где шефская Владимирская область обновила в администрации всю оргтехнику. А вот, к примеру, Советский район до сих пор работает на допотопных ЭВМ.
- Компьютеры у нас, конечно, есть, но они морально устарели, - признается Владимир Трегуб, глава администрации Советского района. - Они как печатная машинка: установишь современную программу - и компьютеры виснут. Было и такое, что несколько человек на одном работали. Сейчас потихоньку обновляем наш компьютерный парк: уже купили несколько машин, чтобы начать работу по 44-му закону. Кураторы еще подарили три ноутбука. Электронный документооборот у нас тоже есть, но пока он не работает, как следовало бы. Необходимо как минимум десять компьютеров, на что потребуется 300-400 тысяч рублей. Предусмотрим их в бюджете на 2016 год.
Аналогичная ситуация и в Кормовском сельском совете Первомайского района РК: есть Интернет и четыре старых компьютера, с которых невозможно даже распечатать документ на новом принтере.
- Ближе к концу года подумаем, сможем ли купить новые, - говорит Олег Кохановский, председатель Кормовского сельсовета. - План по доходам мы перевыполнили, но сейчас направляем деньги на благоустройство.
Смогут ли в этих условиях муниципалитеты Крыма с 1 января перейти на электронные госзакупки и оказание госуслуг в электронном виде - вопрос риторический. Если Совмин не найдет на него ответ в ближайшие два месяца, то уже в декабре чиновники будут вынуждены писать в Москву очередную серию поправок о необходимости продления переходного периода в этих сферах.
Юрий Лашкин, замначальника управления координации информатизации и развития информационных систем министерства внутренней политики, информации и связи РК:
- Мы уже больше года бьемся над проблемой информатизации органов власти. В украинских реалиях жестких требований к оформлению техдокументации в части использования информационных технологий не было. А в России процесс строго регламентирован, и для республики это одна из самых тяжелых задач. Когда чиновников спрашивают, в чем причина пробуксовки, они оправдываются: мол, у нас нет или не хватает компьютеров. Но ведь тому же бухгалтеру сельсовета нужна только одна программа, причем установлена она может быть необязательно на компьютер с Windows, достаточно машины без операционной системы. Он позволяет заходить на определенный сервер и там выполнять необходимую работу.