Семь с половиной лет с такой законодательной инициативой выступили в Барнауле участники I Всероссийского сельского схода. С той поры проект прошел немало экспертиз: в министерстве сельского хозяйства РФ, комитете по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Совета Федерации, комиссии при правительстве России. Согласно документу, под особо значимым аграрным субъектом принимается территория с исторически сложившейся аграрной специализацией, обладающая природно-климатическими ресурсами, производственным и социальным потенциалом для развития сельского хозяйства. Статус будет присваиваться тому или иному субъекту РФ при условии соответствия пяти показателям: общая площадь пашни и сельхозугодий; доля благоприятных почв для ведения сельского хозяйства; доля сельского населения в общей численности населения региона; доля вывоза продовольственной продукции за пределы региона и доля производства продуктов первой необходимости в общем объеме сельхозпродукции.
1 октября 2015 года в Общественной палате прошло "нулевое" чтение этого законопроекта. Выступавший на презентации председатель Алтайского краевого Законодательного собрания Иван Лоор, рассказывая о непростой истории хождения инициативы по различным инстанциям, отметил:
- Проект федерального закона "Об особо значимых аграрных субъектах Российской Федерации" направлен на обеспечение комплексного подхода к реализации потенциала территорий с преимущественно аграрной специализацией, создание благоприятных социально-экономических условий сельским труженикам и улучшение демографической ситуации в сельской местности. Сегодня я могу ответственно заявить, что большее сопротивление принятию данного закона исходит не от федеральных структур, а от наших коллег из регионов страны. Принцип "хоть понемногу, но всем" они считают для себя более подходящим. В некоторых регионах сложилось мнение, что мы пытаемся за счет других территорий России решить свои задачи. Это абсолютно не так. Данный проект касается не только Алтайского края. Речь идет о территориях, имеющих необходимые условия для развития аграрной отрасли. В основе предлагаемых изменений стоит вопрос эффективности использования государственных средств в решении проблемы импортозамещения. В прошлом году Россия закупила продовольствия за рубежом на сумму примерно в сорок миллиардов долларов. В переводе на сегодняшний курс это более двух триллионов рублей. В 2015-м наша страна сократила такие закупки на сорок процентов, но оставшаяся сумма все равно превышает триллион рублей. Получается, что Россия своим бюджетом поддерживает зарубежного фермера, а это неправильно. РРРоссийский крестьянин способен не только накормить свою страну, но и поставлять за ее пределы экологически чистые качественные продукты. Кстати, алтайские зернопереработчики доказывают это уже сегодня. Недавно первые тонны гречки были отправлены в Японию.
По мнению разработчиков законопроекта, сегодня регионы России, лидирующие по производству сельхозпродукции, находятся в невыгодном положении. Пример - Алтайский край. Он занимает первое место в стране по объемам выпуска муки и сыра, второе - крупы, третье - макаронных изделий. В рейтинге субъектов РФ по итогам 2014 года Алтайский край сохранил четвертое место по поголовью крупного рогатого скота и третье - по объемам производства молока и мяса. За пределы края вывозится 70 процентов мукомольной продукции и жирных сыров и около 40 процентов сливочного масла. В прошлом году доля расходов на сельское хозяйство составила 6,5 процента от общих расходов регионального бюджета (в среднем по России - 3,5 процента). Оказывая господдержку сельскому хозяйству из краевой казны, власти фактически софинансируют обеспечение продовольствием населения других территорий. По экспертной оценке, до половины выделяемого из регионального бюджета объема господдержки уходит за пределы края. Однако, имея самую большую в стране посевную площадь сельскохозяйственных культур, край в расчете на один гектар получает средств в три раза меньше, чем в среднем по России. По этому показателю Алтай находится на 79 месте из 85 субъектов РФ.
В других крупнейших агарных регионах (Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская, Саратовская, Волгоградская, Оренбургская и Омская области) картина схожая - господдержка на гектар посевной площади также ниже среднероссийского уровня. В этих регионах сосредоточено 36 процентов пашни страны, около 39 процентов всех посевных площадей сельскохозяйственных культур. На их долю приходится более 26 процентов произведенной валовой продукции сельского хозяйства, здесь проживает около девяти миллионов сельских жителей (23 процента сельского населения России). При этом доля аграрных краев и областей в общем объеме государственной поддержки из федерального бюджета составила всего восемнадцать процентов, что гораздо ниже их вклада в развитие отрасли.
- Получается, что за счет своего бюджета, в ущерб себе, мы помогаем другим регионам получать на прилавки недорогие и качественные продукты, - констатирует Валерий Гачман, вице-президент Союза зернопереработчиков Алтая. - Инвестируя сегодня в производство и переработку зерна, молока, мяса, подсолнечника серьезные средства, в том числе из регионального бюджета, мы производим конкурентоспособную продукцию. Чтобы везти в те регионы, которые не могут произвести ее в необходимом объеме - и по климатическим, и по географическим, и по социально-экономическим причинам. В итоге мы "обескровливаем" свой бюджет и поставляем эту удешевленную за счет бюджета Алтайского края продукцию территориям, которые в такой поддержке не нуждаются и которые могли бы финансировать поддержку производства сельскохозяйственной продукции сами.
Понятно, что смоделировать возможность бюджетной поддержки сельхозпроизводителей Алтайского края за счет бюджета, условно говоря, Челябинска или Тюмени, невозможно. Но во время обсуждения проекта в Общественной палате России признали: разумно было бы выделить ряд традиционно аграрных территорий и сконцентрировать средства федерального бюджета, выделяемые на поддержку сельского хозяйства, именно на них. Это могло бы стать серьезным стимулом не только для развития сельского хозяйства в аграрных регионах страны, но и для роста производства в пищевой и перерабатывающей промышленности.
Анатолий Власенко, директор Сибирского НИИ земледелия и химизации сельского хозяйства Россельхозакадемии:
Инициатива о появлении в России особых аграрных территорий, на мой взгляд, будет иметь результат. Есть масса аргументов за принятие этого закона. Не нужно каждому тянуть одеяло на себя, когда речь идет о судьбе страны. И все над этим должны хорошо подумать. В первую очередь, нужно поддерживать те регионы, которые осваивают новые технологии - ресурсосберегающие и экономически обоснованные. Уже прошло время, когда раздавали всем сестрам по серьгам.