08.10.2015 11:02
    Поделиться

    Жительница Дагестана открыла учебную квартиру для особенных детей

    В Махачкале в обычном многоэтажном доме-новостройке на улице Лаптиева, прямо у берега моря, появилась необычная квартира. Сюда приходят молодые люди с тяжелыми нарушениями в развитии, которые достигли 18 лет и дальше не могут обучаться в доме дневного пребывания. Здесь они живут полноценной жизнью, приучаясь вести домашнее хозяйство: готовят, стирают и убирают, занимаются поделками.

    Окунуться в реальную жизнь

    Организовала такую тренировочную квартиру Айшат Гамзаева, обычная мама, у которой много лет назад родился необычный ребенок. Он долго не хотел говорить. Айшат пришлось бросить работу экономиста, с четырех лет она занималась с сыном, смогла отправить его в обычную школу, ездила по врачам, но никто не мог объяснить ситуацию. И только когда мальчику исполнилось 15 лет, врачи в Москве поставили диагноз "аутизм". Молодая женщина тогда даже не знала, что это такое, и ей, не врачу и не педагогу, пришлось отчаянно тяжело.

    Сейчас сын взрослый, он недавно женился, его дочке шесть месяцев. Он теперь тоже помогает матери - сначала был волонтером в центре региональной общественной организации помощи инвалидам "Жизнь без слез", потом воспитателем. Закончил педагогический университет.

    - Это не заболевание, это внутреннее состояние, - объясняет мне Айшат. - И сейчас сын полностью компенсирован. Главное, он общается с людьми. Понимаете, если человек не будет говорить, что он чувствует, он не может самореализоваться. Человек должен жить в социуме, понимать других людей и осознавать, что он важен для людей.

    Когда у нее самой все получилось, возникла идея помочь другим детям. Теперь Айшат хочет так же устроить жизнь своих подопечных. Выдать девочек замуж. Поэтому им нужно научиться готовить, управляться по хозяйству, убирать за собой.

    - Мы хотим помочь им включиться в самостоятельную жизнь. Пусть они делают то, что у них получается, - говорит Айшат. - Это неправда, что люди с задержкой умственного развития в принципе достаточно счастливы. На самом деле они осознают свою ущербность. Такое несчастье я вижу у них в глазах, слезы, когда от них требуют то, что они выполнить не могут. Когда их не хотят принять такими, какие они есть.

    Сейчас принят новый закон о реорганизации казенных интернатов в домашние, где бы в комнатах жили по пять-шесть ребятишек разного возраста, как в семье. Айшат своей "квартирой" практически предугадала это нововведение. В Дагестане, кстати, всего 105 сирот живут в закрытых учреждениях - менталитет горцев такой, что осиротевших детей забирают в свои семьи родственники. Но нужно помочь тем, кто растит детей с недостатками в развитии.

    Не без добрых людей

    Первой же проблемой, с которой столкнулась Айшат Гамзаева, стало отсутствие помещения. Надеяться на администрацию не было смысла - люди годами ждут очереди на жилье. Поэтому она обратилась к предпринимателям с просьбой предоставить крышу над головой самым обездоленным на свете людям.

    Удача улыбнулась Айшат. В апреле один предприниматель предложил ей свою пустующую квартиру в 150 квадратных метров в новостройке в поселке Редукторном. Замечательные условия: из окон видны море, комфортабельный двор, рядом магазины, рынок. Также с помощью добрых людей сделали ремонт, кто-то передал сто тысяч, на которые купили стиральную машину, духовку, печь, вытяжку и стулья, кто-то подарил холодильник. И 1 сентября учебная квартира открылась.

    Квартира трехкомнатная. В большом зале обустроили общую классную комнату, в ней размещаются 15 человек. Кухня оборудована всеми возможными приспособлениями для приготовления еды, и слушатели учатся правильно готовить. Утро начинается с завтрака. В квартире аппетитно пахнет овсянкой. Каждый день назначаются двое дежурных, которые варят кашу, накрывают на стол и убирают посуду. Есть комната отдыха - все-таки воспитанники быстро утомляются. А из третьей комнаты, с лоджией, сделали мастерскую, где ребята выжигают по дереву, делают разные красивые вещи из бисера или полимерной глины, мастерят деревянные домики и даже производят печатную продукцию.

    Еще они учатся рассчитывать свой бюджет, разбираться в системе социальной защиты и делать покупки в магазине.

    Поначалу соседи отнеслись к постояльцам настороженно: ходят один за другим, и видом не слишком презентабельны. Но Айшат сделала упреждающий ход. Первая, не дожидаясь кривотолков, пошла в жилищную компанию и там рассказала, кто тут будет жить и зачем. "Если кому-то интересно, пусть приходят, попьем вместе чаю, все покажем", - приглашает она.

    - Мои подопечные настолько безобидны, главное, чтобы не обидели их мы.

    Все получится!

    Вначале ребята приходили в центр напуганные и робкие, как Маугли. От соковыжималки шарахались как от удара током. Их даже нельзя было взять за руку.

    Ахмед страдал очень тяжелой формой аутизма, проявляющейся агрессивностью, и поначалу трудно поддавался адаптации. Сейчас это парень 17 лет, добрый, немного неуклюжий - еще бы, вес у него килограммов 120. Ему комфортно в просторной квартире. Он послушно делает все, что ему говорят, правда, сосредотачивается ненадолго.

    18-летняя Джанет, у которой синдром Дауна, аккуратно расставляет на скатерть вымытые до блеска тарелки. Пример для всех детей - Марина. Она правильно сделает любое задание, и другие стремятся вслед за ней.

    Очевидно, что здесь они ощущают себя дома. Айшат к тому же пообещала им, что если у них будут успехи, то смогут работать в настоящем кафе.

    Квартира отдана этим детям на правах безвозмездной аренды, пока на три года, и когда владельцу она понадобится, заниматься снова будет негде. К тому же понятно, что сюда могут приходить не все желающие, для которых то, что делает Айшат Гамзаева, свет в конце тоннеля. Она просит власти об одном: выделить для инвалидов землю, чтобы устроить настоящий дом-школу.

    - Мы не просим денег, мы сумеем все организовать сами. Только бы было где, - говорит она. Айшат мечтает о том, что когда-нибудь в Дагестане появятся целые городки для инвалидов, где будут мастерские, общежития и даже производство.

    - Уже 12 сентября мы провели забег, в котором участвовали почти пятьсот человек. К моей радости, дети, которые раньше боялись звуков, закрывали уши, совсем не отличались в толпе. Кому-то кажется, что это не очень большая победа. Но я-то знаю, чего это стоило.

    И то, что многие неговорящие заговорили. Что могут уверенно пройти в социальное учреждение, в поликлинику. А еще в кино и в театр. Эти дети не безнадежны. Они вполне обучаемы и талантливы, каждый по-своему. Но они нуждаются в адаптации.

    - Вы не устаете от этого каждодневного, требующего огромного терпения труда?

    - Конечно, нет. Я от других вещей больше бы устала. Мысли мои всегда там, с ними.

    Аналогов подобной квартиры нет не только в Дагестане, но и на всем Северном Кавказе. Такие проекты хлопотны, трудоемки, затратны. Но самое главное, для их организации требуется очень редкий человек - такой, как Айшат Гамзаева. А как нужны такие квартиры, куда измученные вечной тревогой за своих детей родители смогут их привести и спокойно оставить на весь день, точно зная, что за ребенком не только присмотрят, но и научат чему-то полезному и нужному.

    Мнение

    Сайхат Гаджимагомедова, специалист отдела по делам семьи минтруда и социальной защиты Дагестана

    - Идея отличная. Благородное дело затеяла эта сильная и добрая женщина. И нужно развивать такие инициативы параллельно с тем, что делается в официальных учреждениях соцзащиты. Все, что помогает людям, независимо от того, государственная это или общественная организация, требует всяческого поощрения и поддержки.

    Поделиться