08.10.2015 06:48
    Поделиться

    Уральские девелоперы замахнулись на 300-метровый небоскреб

    В Екатеринбурге презентовали очередной небоскреб и пообещали до конца года завершить строительство другого - самого северного в мире.

    Возьмут идеей

    Новая 155-метровая башня была представлена широкой публике на форуме высотного строительства 100+ Forum Russia. Opera Tower заметно уступает в росте двум самым высоким екатеринбургским небоскребам, зато обещает взять оригинальностью: одним из якорных арендаторов многофункционального комплекса станет элитный гостиничный бренд, который отличается "антикорпоративным" стилем. К примеру, в отеле не будет отдельного лобби: посетителям предстоит добираться до ресепшен через общее пространство с барами, рестораном, пультом диджея. "Чтобы каждый буквально с трапа самолета мог пройти через вечеринку", - пояснил дизайнер Джеймс Дилли. При этом вход в офисы и жилые апартаменты будет отделен от гостиницы, так что нежелающие погружаться в мир презентаций и вечеринок даже не узнают о них. Еще одним интересным элементом инфраструктуры станет техническая подземная улица.

    Если для Джеймса Дилли источником вдохновения явился расположенный неподалеку театр оперы и балета, то архитектор Нил Уайтхед признался, что проектировал Opera Tower как скульптуру. По его словам, новое здание будет заметно отличаться от всего того, к чему привыкли екатеринбуржцы.

    Еще одну знаковую высотку, башню "Исеть", обещают сдать до конца года. На днях журналистам устроили туда экскурсию. Первое, что бросилось в глаза "акулам пера", - эвакуационная площадка на крыше, пешеходная эспланада вторым ярусом и сразу четыре технических этажа. На них расположены, к примеру, гасящие емкости для сточных вод: чтобы потоки не падали по трубам с грохотом Ниагары. Еще одна особенность "Исети" - наличие форточек, правда, очень необычных.

    По словам представителя компании-застройщика Михаила Волкова, бетон, использовавшийся при возведении башни, изготовлен по специальной рецептуре, разработанной в Санкт-Петербурге. Он втрое дороже того, что используют при возведении обычного жилья. Надо отметить: более 90 процентов всех подрядов выполнили отечественные компании. А вот 12-метровую стальную "корону" сделали в Китае. Ее медный цвет подчеркивает, что строили самый северный небоскреб мира металлурги.

    Соревнуясь с Москвой

    - Высотки позволяют повысить плотность населения в центре города, для объектов торговли и услуг - это благо, ведь в противном случае пришлось бы резко увеличивать размер среднего чека. Кроме того, строительство небоскребов разгружает исторический центр и перемещает деловую активность в другие районы, - считает Михаил Якубов, представитель компании JLL.

    Признанный лидер в сфере высотного строительства в России - столица, где первые высотные здания появились еще в сталинскую эпоху, а сегодня уже 83 небоскреба. Второе же место по привлекательности рынка эксперты отдают Екатеринбургу. Именно здесь иностранные компании размещают офисы, ориентированные на Сибирь и Дальний Восток. Для них важны качественные, имиджевые здания. Более того, только в Москве, Екатеринбурге и Грозном возводятся районы небоскребов (Сити), тогда как в Казани, Уфе, Волгограде, Владивостоке, Новосибирске и даже Санкт-Петербурге - только точечные объекты.

    Всего на Среднем Урале 132 здания, классифицируемых как высотные, в том числе два небоскреба выше 150 метров - самые крупные за пределами Москвы. Еще 152 - в стадии стройки и проектирования. К 300-летию города здесь планируют возвести 300-метровую махину, правда, подробности пока не разглашаются.

    - Лет 10 назад каждый высотный проект воспринимался как подвиг, застройщики руководствовались больше амбициями, чем экономикой. Сегодня у всех ключевых строительных компаний Екатеринбурга есть в портфеле хотя бы одно здание 100+ и несколько - выше 75 метров, - комментирует замглавы администрации Екатеринбурга по вопросам капстроительства и землепользования Сергей Мямин. - Более того, в прошлом году у нас зарегистрирован центр высотных компетенций, сформирован пул экспертов, которые займутся отраслевой аналитикой. Наши строители накопили достаточно опыта и могут теперь выходить с предложениями в другие регионы.

    Вписать в картину

    Конечно, у небоскребов есть как сторонники, так и противники. Большинство подобных объектов появляется в местах, где архитектурная канва уже сложилась, и нужно приложить огромные усилия, чтобы "новичок" не смотрелся бельмом на глазу. Создатели той же "Исети" не первый год ведут спор с защитниками памятников истории и культуры: по соседству расположены купеческие особняки и музей истории плодового садоводства. По словам застройщиков, с музеем удалось достичь компромисса, в частности, саженцы из "сада Казанцева" будут использованы при благоустройстве эспланады, но некоторые любители архитектуры заняли позицию противостояния. Ситуация типична: при возведении "Высоцкого" пожертвовали домом землемера Ярутина. Справедливости ради надо заметить, что памятник находился в плачевном состоянии и многие жители мегаполиса о его существовании узнали только после шума в СМИ по поводу сноса.

    - Есть разные архитектурные решения, кому-то они нравятся, кому-то нет, поэтому крайне важно обсуждать проекты до старта строительства. На начальных этапах это упускалось из виду. И главное, все решения власти, касающиеся нового объекта, должны быть законными, а не обусловленные чьим-то желанием, - рассуждает глава администрации Екатеринбурга Александр Якоб. - Грамотная организация пространства вокруг небоскреба тоже важна. С точки зрения власти, предпочтительнее строительство инфраструктуры переложить на девелопера, но законодательство Свердловской области не позволяет. Был период, когда застройщики шли на это добровольно: расширяли дороги, например. Сегодня мы не можем диктовать такие условия, за строителями остаются внутриквартальные сети, а подъездные пути, развязки - зона ответственности органов власти, что отчасти сдерживает инициативу бизнеса.

    Сити как точки роста

    Стремление городов ввысь во многом обусловлено высокой стоимостью земли и интенсивным приростом населения. Причем если в США небоскребы - это преимущественно "офисники", то в нашей стране делают упор на многофункциональность: доля таких объектов - порядка 55 процентов от общего числа высоток. Их возведение требует комплексного развития территории, наличия социальной инфраструктуры и транспортной доступности, чтобы квартал жил круглые сутки, а не вымирал по ночам, как Уолл-Стрит.

    Нынешний кризис, конечно, не мог не затронуть сферу высотного строительства. Как заметила представитель Всемирного совета по высотным зданиям в городской среде Елена Шувалова, многие российские застройщики сейчас вынуждены менять концепцию своих объектов, но стоит вспомнить, что первые небоскребы в США появились именно в эпоху Великой депрессии. И дали очень мощный мультипликативный эффект, способствовали развитию науки, разработке инновационных стройматериалов и технологий.

    В условиях рецессии целесообразно строить только грамотно спланированные, экономически эффективные здания, а не просто предметы гордости их владельцев. Для дотационных регионов это задача не сегодняшнего дня, уверена Елена Сиэрра, замминистра строительства и ЖКХ РФ. А вот экономически стабильным территориям небоскребы необходимы не только для имиджа, но и как точки роста.

    Сегодня, по оценкам экспертов, в России таких субъектов не больше пяти, поскольку существует множество ограничивающих факторов. В Санкт-Петербурге, к примеру, высотное строительство существенно ограничивают требования охраны исторического наследия. В Челябинске другой тормоз - материально-техническая база МЧС. Это беда не только Южного Урала: не на всех небоскребах можно разместить вертолетные площадки, а пожарные машины с лестницами длиннее 50 метров в регионах - редкость. Да и какой в них смысл, если современные фасады чаще всего сплошные, так что доступ извне невозможен? Между тем пожарные машины - уже давно не панацея, говорят эксперты. Еще два года назад был подготовлен ГОСТ, включающий автоматические средства спасения для высоток. Например, предлагается вместо воды использовать для тушения огня искусственный туман или эвакуировать людей с помощью фасадных лифтов. В обычных зданиях это запрещено, между тем, чтобы вывести по лестницам на улицу 30 тысяч человек, требуется 3,5 часа. Лифтом - порядка 40 минут.

    По словам Елены Сиэрра, Минстрой РФ очень активно работает над гармонизацией противопожарных требований. Они должны быть достаточными, но не чрезмерными. Главное - обеспечить безопасность пребывания людей в небоскребе, и этот вопрос должны решать совместно застройщик, власти и МЧС.

    Кстати

    В прошлом году на 100+ Forum Russia была принята "дорожная карта" развития высотного строительства в России, а в этот раз Минстрой РФ вынес на публичное обсуждение первую редакцию правил высотного проектирования и строительства. Сегодня жилые объекты выше 75 метров и общественные здания выше 55-ти относятся к категории высотных, сверх 100 метров - к уникальным. Градостроительный кодекс рекомендует на каждый из них готовить спецтехусловия и согласовывать в Москве, а участники рынка считают: уникальное давно стало "фоновой" застройкой. Уже в 2016-2017 годах для высоток появится отдельная нормативная база, что должно сократить сроки и стоимость подготовки проектов.

    Поделиться