Сергей Кудров пришел в МУП "Городской электротранспорт" в 2012 году, когда предприятие уже имело более 48 миллионов рублей кредиторской задолженности, в том числе более 13 миллионов - перед налоговой службой. Из-за роста энерготарифов и изношенности подвижного состава долги росли как снежный ком. Тем не менее у коллектива появилась надежда: за счет заработанных средств удалось выкупить 49 троллейбусов, за аренду которых парк ежемесячно платил 430 тысяч рублей. На часть машин даже установили энергосберегающее оборудование. Однако в конце 2013 года судебные приставы заблокировали рабочие счета предприятия и стали списывать все поступающие на них средства в счет погашения задолженности по налоговым отчислениям. Только благодаря реализации проездных билетов предприятие еще продолжало держаться на плаву. Но недолго.
С января по апрель 2014-го энергосбытовая компания направила директору МУПа и руководителю администрации города три уведомления об отключении тяговой подстанции от питания электроэнергией. Это означало полную остановку троллейбусного движения в городе. По словам Сергея Кудрова, ситуация обсуждалась на рабочем совещании у руководителя администрации города с участием директора департамента финансов. Чиновники рекомендовали открыть новый счет в банке, чтобы администрация могла перечислять на него средства для расчетов с энергетиками. Директор так и сделал.
- Рекомендации об открытии счетов давались устно, но не выполнить их я не мог, так как у меня с администрацией города был заключен срочный контракт, то есть существовала реальная возможность остаться без работы, - пояснил Сергей Кудров в суде. - Об открытии каждого нового счета я уведомлял письменно транспортное управление города, курирующее наше предприятие. Без этих писем они не имели право перечислять деньги, потому что в договоре были указаны счета, которые оказались заблокированы.
Администрация также была в курсе, что МУПу удалось взыскать 15 миллионов рублей из федерального бюджета за перевозку льготников в 2010-2012 годах. Этих денег хватило бы на погашение долга перед ФНС. О банкротстве предприятия, утверждает экс-директор, речь не заходила. У всех была одна позиция: сохранить троллейбусное движение в городе.
Интересно, что чиновники мэрии - директора департаментов финансов и ЖКХ - заявили в суде, что, конечно же, знали о трудной финансовой ситуации на предприятии и вместе с руководителем МУПа принимали меры, чтобы не допустить банкротства. Однако никаких распоряжений об открытии или закрытии счетов директору не давали. Субсидия (компенсация разницы между тарифами, установленными для населения, и экономически обоснованной суммой) перечислялась предприятию регулярно и была целевой. Ее можно было потратить на оплату налогов, электроэнергии, заработной платы работникам предприятия. Директор МУПа сам решал, куда направить средства в первую очередь.
Сергей Кудров считает, что стал заложником обстоятельств, и виновным в умышленном сокрытии средств себя не признает. Однако суд, оперирующий не эмоциями, а фактами, вынес иное решение - признал экс-директора виновным в сокрытии 19,7 миллиона рублей и приговорил его к 300 тысячам рублей штрафа. Правда, в связи с амнистией в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне сразу же освободил его от наказания и судимость снял.
Инспекция Федеральной налоговой службы России по городу Кургану просила суд взыскать с экс-директора 16,7 миллиона рублей в качестве ущерба, причиненного бюджету, как полагают налоговики, в результате его преступных действий. В этом иске суд отказал, мотивируя тем, что причиненный ущерб фактически является недоимкой по налогам, возникшей в результате действий юридического, а не физического лица. Поэтому взыскивать ущерб надо с муниципального предприятия.
На этом можно было бы поставить точку, если бы не продолжение истории: на днях следственный отдел по городу Кургану сообщил, что в городской суд направлено еще одно уголовное дело по той же статье "сокрытие денежных средств, за счет которых должно производиться взыскание налогов" (199.2 УК РФ), но в отношении уже следующего директора того же предприятия - МУП "Городской электротранспорт".
Алексей Кирпищиков, сменивший на этом посту Сергея Кудрова, руководил троллейбусным парком менее полугода. Теперь его обвиняют в сокрытии пяти миллионов рублей. Как полагает следствие, он действовал по той же схеме: "производил расчеты с контрагентами, минуя расчетный счет организации, обремененный инкассовыми поручениями". В беседе с корреспондентом "РГ" Кирпищиков заявил, что виновным себя не считает: точно так же, как его предшественник, он стремился спасти парк.
- Я надеялся все-таки вывести предприятие из предбанкротного состояния, - говорит он. - Была разработана антикризисная программа. И она бы помогла, если бы не огромные долги, которые к тому времени уже достигли 90 миллионов рублей. С таким грузом сложно развивать парк. Но я новых долгов не накопил, даже чуть-чуть их уменьшил.
Как говорят в приватных беседах опытные директора, руководить предприятием, не допуская ни малейших нарушений, практически невозможно. Приходится всегда ходить по лезвию бритвы. Дежавю с троллейбусным парком заставляет задуматься: может быть, само законодательство во многом создает предпосылки для его нарушения, когда все законные способы спасти предприятие от банкротства исчерпаны?
Игорь Просеков, и.о. заместителя руководителя УФНС России по Курганской области:
- Приговор, вынесенный экс-директору МУП "Городской электротранспорт", - это не только наказание, но еще и предупреждение подобных правонарушений в дальнейшем. Все должны понимать, что за нарушение закона придется нести ответственность, в том числе уголовную. Напомню, по закону каждый работодатель обязан перечислять в бюджет налог, удержанный из заработной платы работников (НДФЛ). Если руководитель предприятия не перечисляет налог, он совершает противоправные действия, независимо от того, куда направил деньги - на нужды организации или на личные цели.
Иван Камшилов, председатель регионального отделения "Опоры России":
- Я был депутатом Курганской городской Думы в 2009-2014 годах, мы многократно обсуждали на заседаниях ситуацию в троллейбусном парке. Ни в коем случае не призываю никого нарушать закон, но, на мой взгляд, директор парка попал в сложную ситуацию, когда его совесть вступила в противоречие с законом. Конечно, он понимал, что идет на риск, но надеялся: в трудную минуту его непосредственные руководители из администрации города не оставят МУП один на один с проблемами. Администрация знала о том, что предприятие убыточно, однако кардинальных мер не приняла.
Между тем
Судьба самого парка тоже плачевна. Арбитражный суд Курганской области признал МУП "Городской электротранспорт" несостоятельным и открыл в отношении предприятия конкурсное производство сроком на шесть месяцев, до 21 января 2016 года. Более 200 человек остались без работы, жители Кургана - без дешевого и экологически чистого транспорта. Алексей Кирпищиков и сейчас уверен, что троллейбусный парк еще не поздно спасти. Но для этого надо провести реорганизацию и сменить форму собственности. МУП, по его мнению, уже доказал свою полную неэффективность. Тем более, как показала жизнь, рассчитывать на активную поддержку нынешнего собственника - муниципалитета - не приходится.