В Кургане главы МУПа попали под суд за попытку спасти предприятие

Сразу два бывших директора курганского троллейбусного  парка друг за другом попали под уголовную статью за сокрытие денежных средств, которые могли бы быть направлены на погашение налоговой недоимки. Первому уже вынесли приговор, в отношении второго дело передано в суд. Оба утверждают, что ни копейки себе не взяли, а хотели спасти предприятие от банкротства. Корреспондент "РГ" попыталась выяснить, стоило ли топ-менеджерам "ложиться на амбразуру", если троллейбусы все равно не ходят, а парк разорился.

Сергей Кудров пришел в МУП "Городской электротранспорт" в 2012 году, когда предприятие уже имело более 48 миллионов рублей кредиторской задолженности, в том числе более 13 миллионов - перед налоговой службой. Из-за роста энерготарифов и изношенности подвижного состава долги росли как снежный ком. Тем не менее у коллектива появилась надежда: за счет заработанных средств удалось выкупить 49 троллейбусов, за аренду которых парк ежемесячно платил 430 тысяч рублей. На часть машин даже установили энергосберегающее оборудование. Однако в конце 2013 года судебные приставы заблокировали рабочие счета предприятия и стали списывать все поступающие на них средства в счет погашения задолженности по налоговым отчислениям. Только благодаря реализации проездных билетов предприятие еще продолжало держаться на плаву. Но недолго.

С января по апрель 2014-го энергосбытовая компания направила директору МУПа и   руководителю администрации города три уведомления об отключении тяговой подстанции от питания электроэнергией. Это означало полную остановку троллейбусного движения в городе. По словам Сергея Кудрова, ситуация обсуждалась на рабочем совещании у руководителя администрации города с участием директора департамента финансов. Чиновники рекомендовали открыть новый счет в банке, чтобы администрация могла перечислять на него средства для расчетов с энергетиками. Директор так и сделал.

- Рекомендации об открытии счетов давались устно, но не выполнить их я не мог, так как у меня с администрацией города был заключен срочный контракт, то есть существовала реальная возможность остаться без работы, - пояснил Сергей Кудров в суде. - Об открытии каждого нового счета я уведомлял письменно транспортное управление города, курирующее наше предприятие. Без этих писем они не имели право перечислять деньги, потому что в договоре были указаны счета, которые оказались заблокированы.

Администрация также была в курсе, что МУПу удалось взыскать 15 миллионов рублей из федерального бюджета за перевозку льготников в 2010-2012 годах. Этих денег хватило бы на погашение долга перед ФНС. О банкротстве предприятия, утверждает экс-директор, речь не заходила. У всех была одна позиция: сохранить троллейбусное движение в городе.

Интересно, что чиновники мэрии - директора департаментов финансов и ЖКХ - заявили в суде, что, конечно же, знали о трудной финансовой ситуации на предприятии и вместе с руководителем МУПа принимали меры, чтобы не допустить банкротства. Однако никаких распоряжений об открытии или закрытии счетов директору не давали. Субсидия (компенсация разницы между тарифами, установленными для населения, и экономически обоснованной суммой) перечислялась предприятию регулярно и была целевой. Ее можно было потратить на оплату налогов, электроэнергии, заработной платы работникам предприятия. Директор МУПа сам решал, куда направить средства в первую очередь.

Сергей Кудров считает, что стал заложником обстоятельств, и виновным в умышленном сокрытии средств себя не признает. Однако суд, оперирующий не эмоциями, а фактами, вынес иное решение - признал экс-директора виновным в сокрытии 19,7 миллиона рублей и приговорил его к 300 тысячам рублей штрафа. Правда, в связи с амнистией в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне сразу же освободил его от наказания и судимость снял.

Инспекция Федеральной налоговой службы России по городу Кургану просила суд взыскать с экс-директора 16,7 миллиона рублей в качестве ущерба, причиненного бюджету, как полагают налоговики, в результате его преступных действий. В этом иске суд отказал, мотивируя тем, что причиненный ущерб фактически является недоимкой по налогам, возникшей в результате действий юридического, а не физического лица. Поэтому взыскивать ущерб надо с муниципального предприятия.

На этом можно было бы поставить точку, если бы не продолжение истории: на днях следственный отдел по городу Кургану сообщил, что в городской суд направлено еще одно уголовное дело по той же статье "сокрытие денежных средств, за счет которых должно производиться взыскание налогов" (199.2 УК РФ), но в отношении уже следующего директора того же предприятия - МУП "Городской электротранспорт".

Алексей Кирпищиков, сменивший на этом посту Сергея Кудрова, руководил троллейбусным парком менее полугода. Теперь его обвиняют в сокрытии пяти миллионов рублей. Как полагает следствие, он действовал по той же схеме: "производил расчеты с контрагентами, минуя расчетный счет организации, обремененный инкассовыми поручениями". В беседе с корреспондентом "РГ" Кирпищиков заявил, что виновным себя не считает: точно так же, как его предшественник, он стремился спасти парк.

- Я надеялся все-таки вывести предприятие из предбанкротного состояния, - говорит он. - Была разработана антикризисная программа. И она бы помогла, если бы не огромные долги, которые к тому времени уже достигли 90 миллионов рублей. С таким грузом сложно развивать  парк. Но я новых долгов не накопил, даже чуть-чуть их уменьшил.

Как говорят в приватных беседах опытные директора, руководить предприятием, не допуская ни малейших нарушений, практически невозможно. Приходится всегда ходить по лезвию бритвы. Дежавю с троллейбусным парком заставляет задуматься: может быть, само законодательство во многом создает предпосылки для его нарушения, когда все законные способы спасти предприятие от банкротства исчерпаны?

Комментарии

Игорь Просеков, и.о. заместителя руководителя УФНС России по Курганской области:

- Приговор, вынесенный экс-директору МУП "Городской электротранспорт", - это не только наказание, но еще и предупреждение подобных правонарушений в дальнейшем. Все должны понимать, что за нарушение закона придется нести ответственность, в том числе уголовную. Напомню, по закону каждый работодатель обязан перечислять в бюджет налог, удержанный из заработной платы работников (НДФЛ). Если руководитель предприятия не перечисляет налог, он совершает противоправные действия, независимо от того, куда направил деньги - на нужды организации или на личные цели.

Иван Камшилов, председатель регионального отделения "Опоры России":

- Я был депутатом Курганской городской Думы в 2009-2014 годах, мы многократно обсуждали на заседаниях ситуацию в троллейбусном парке. Ни в коем случае не призываю никого нарушать закон, но, на мой взгляд, директор парка попал в сложную ситуацию, когда его совесть вступила в противоречие с законом. Конечно, он понимал, что идет на риск, но надеялся: в трудную минуту его непосредственные руководители из администрации города не оставят МУП один на один с проблемами. Администрация знала о том, что предприятие убыточно, однако кардинальных мер не приняла.

Между тем

Судьба самого парка тоже плачевна. Арбитражный суд Курганской области признал МУП "Городской электротранспорт" несостоятельным и открыл в отношении предприятия конкурсное производство сроком на шесть месяцев, до 21 января 2016 года. Более 200 человек остались без работы, жители Кургана - без дешевого и экологически чистого транспорта. Алексей Кирпищиков и сейчас уверен, что троллейбусный парк еще не поздно спасти. Но для этого надо провести реорганизацию и сменить форму собственности. МУП, по его мнению, уже доказал свою полную неэффективность. Тем более, как показала жизнь, рассчитывать на активную поддержку нынешнего собственника - муниципалитета - не приходится.