Вероятно, именно из-за того, что потенциальный зритель слишком хорошо знаком с классическим изводом истории о Питере Пэне, режиссер Джо Райт решил взглянуть на нее несколько под иным углом. Мальчик Питер в его картине "Пэн: Путешествие в Нетландию" еще не умеет летать. Он живет в лондонском приюте, в котором верховодит похожая на всех злых колдуний разом женщина в облачении католической монахини, носит на шее таинственный амулет и не догадывается, что с его рождением связана таинственная и волшебная история, которой суждено сыграть в его жизни решающую роль.
По всему видно, что с каноническим текстом Райт управляется вольно. Именно это, впрочем, и вызывало любопытство, учитывая фильмографию режиссера, на заре своей карьеры прославившегося экранизацией Джейн Остин ("Гордость и предубеждение", а затем взявшегося за самый совершенный роман Иэна Макьюэна ("Искупление", 2007) и, наконец, наделавшего в нашей стране много шума своим обращением ко Льву Толстому ("Анна Каренина", 2012). С этими тремя знаменитыми романами Райт обошелся по-разному, но одинаково небезупречно: поджарая проза Джейн Остин превращалась у него в богатое "мыло", изощренная постмодернистская игра Макьюэна, написавшего изящный ответ "Женщине французского лейтенанта" Джона Фаулза, скукожилась в его версии до масштабов довольно банальной мелодрамы, ну а "Анна Каренина", вызвавшая у части образованной публики малопонятный восторг, и вовсе превратилась в эффектную, но глуповатую оперетку, пускающий пыль в глаза театральный аттракцион. При этом Райт, производящий впечатление не автора-интеллектуала, а скорее блестяще подкованного в техническом плане ремесленника, всегда умел делать кино эффектное, красивое и нескучное.
Казалось бы, это ровно те умения, которые нужны для того, чтобы сделать отменное кино для детей младшего школьного возраста. И автор этих строк вполне допускает, что "Путешествие в Нетландию" может спровоцировать конфликт поколений: пока чада будут поглощены историей, их родители обречены в нетерпении ерзать на соседнем кресле кинотеатра и с надеждой посматривать на время.
Райт, которому доверили 150 миллионов долларов (самый внушительный бюджет в его жизни), распорядился ими в высшей степени разумно. Сценарий "Пэна" в смысле траты денег продюсеров работает как часы: после пары минут затишья здесь обязательно объявится какой-нибудь спецэффект, а затем будет битва летающих кораблей, сложнопостановочная сцена боя, погоня среди галлюциногенных пейзажей и прочая хорошо придуманная бодрящая красота. Отдельный трюк - Хью Джекман в роли охотящегося на амулет Питера пирата из параллельного мира. Один из главных секс-символов современного Голливуда в этой картине обзаводится лысиной и накладными усами, которые, кажется, вот-вот отклеятся в лучших традициях советского комедийного кино. Заслуженные артисты в Пэне вообще нередко выглядят максимально идиотским образом. К примеру, Руни Мара, играющая королеву племени, которая помогает Питеру Пэну найти страну фей, носит головной убор, смело претендующий на самый нелепый в истории мирового кинематографа, - что-то среднее между вязаной шапкой American Apparel и немесом египетских фараонов.
На бойкую машинерию блокбастера и придумывание визуальных образов героев у Райта, судя по всему, и ушла вся фантазия. Главная беда "Пэна" - какая-то уж совсем нарочитая наивность и полное отсутствие двойного дна. Картина Райта полностью исчерпывается содержанием. Здесь есть от чего прийти в детский восторг, только при условии, что вам не больше 10 лет. Но и в этом случае фильм выветрится из вашей головы максимально быстро.
Если "Анна Каренина" Райта напоминала вечерний спектакль в зажиточном провинциальном ТЮЗе, то теперь режиссер поставил там же размашистый детский утренник - что ж, бывает и такое.