Как же можно будет уберечь себя, например, от недолива?
Когда покупаете товар в магазине, то всегда на специальном столе можно увидеть контрольные весы, привел в качестве примера аналогию глава Росстандарта. Так и каждая АЗС сегодня по закону должна иметь контрольный "мерник", куда любой водитель может потребовать залить топливо и таким образом зафиксировать - правильно ли работает соответствующий раздаточный "пистолет". "Как только он увидит, что есть недолив, далее можно отправить жалобу в окружные межтерриториальные управления Росстандарта. И мы уже начнем дальнейшую работу с нарушителем",- рассказал Алексей Абрамов технологию потребительского контроля "Российской газете".
Так что требуйте мерник, а потом и долива. К сожалению, говорят эксперты рынка, мало кто пользуется таким правом, а еще меньше - знают, что оно у них есть.
А теперь о качестве. 30-35 процентов случаев нарушений техрегламентов, касающихся работы АЗС, фиксировались всегда, напомнил чиновник. Однако последние проверки показали, что уже 43 процента АЗС не соответствуют требованиям. Все нарушения, которые допускают АЗС, можно разделить на несколько типов. Первый - недостаточное информирование потребителя (о собственнике бензоколонки, о возможности оплаты с помощью карт и прочее). Второй тип - он касается выдачи чеков, которые не всегда выдают.
Третий - вопросы и проблемы, связанные непосредственно с качеством топлива, в этом аспекте наиболее распространено превышение массовой доли серы. Продолжая разговор о качестве топлива, Алексей Абрамов привел интересный пример.
"Так уж получилось, что из всех проверок по качеству мы в 666 случаях выявили превышение содержания именно серы. Вот такое число", - поделился наблюдением чиновник. Среди других проблем качества - несоответствие регламенту "температуры вспышки в закрытом тигле" (198 случаев) и "октанового числа" (94 случая). Проверки показывают, что из всех типов проблем пятая часть приходится на нарушение качества топлива, причем это касается и независимых АЗС, и тех, которые принадлежат крупным нефтяным компаниям, продолжил Абрамов. "Хотя стоит признать, что нарушения, связанные с качеством топлива, там встречаются реже", - уточнил глава Росстандарта. Действительно, плохие физико-химические показатели качества моторного топлива были выявлены на 652 АЗС, при этом 602 нарушения приходится именно на независимые бензоколонки.
К сожалению, по действующему законодательству можно закрыть АЗС только в случае повторного нарушения, которое принесло существенный материальный вред потребителю, признал он. Поэтому, продолжил глава Росстандарта, "мы предлагаем ввести оборотные штрафы за нарушения - до 15 процентов от годовой выручки".
По его словам, средняя бензоколонка зарабатывает в год до 100 миллионов рублей и такого рода штрафы будут для нерадивых владельцев хорошим стимулом продавать качественный бензин и солярку и не допускать недолива.
Стоит подчеркнуть, что ситуация в области качества и соответствия требованиях технического регламента автомобильного топлива на протяжении последних трех лет оставляет желать лучшего. И более того, она ухудшается. Если в 2012 году доля АЗС, допустивших нарушения, была 31 процент, то в 2013-2014 годах она выросла до 33 процентов.
При этом наиболее высокая доля выявленных нарушений среди АЗС установлена в Приволжском (52 процента), Северо-Западном (49 процентов) и Северо-Кавказском (47 процентов) федеральных округах.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) в 2016 году будет работать над совершенствованием тарифного регулирования нефтегазовой отрасли, чтобы рост цен на топливо был меньше инфляции.
Об этом сообщил начальник управления регулирования топливно-энергетического комплекса ФАС Дмитрий Махонин. Кроме того, внимание будет уделено и биржевому механизму торговли, который, по мнению ведомства, полностью оправдал себя в 2015 году и позволил удержать рынок от резких скачков цен.
По данным Росстата, цены на автомобильный бензин марок Аи-92 и Аи-95 с начала года выросли на 5,6-6 процентов соответственно. Потребительские цены за тот же период увеличились на 10,5 процента.