12.10.2015 12:13
    Поделиться

    В МГУ раскрыли швейцарские секреты энергоэффективности

    Кругосветный перелет на солнечных батареях - когда такое станет возможным? А проехать в автомобиле 15 тысяч миль на одном галлоне топлива? Реально уже сейчас!  В этом убеждает передвижная выставка "Золотой ватт", развернутая в рамках Фестиваля науки в Шуваловском корпусе МГУ на Воробьевых горах.

    Как было объявлено в день открытия, мобильная  экспозиция унаследовала название конкурса и его главной награды, которая ежегодно присуждается в Швейцарии за самые смелые энергетические новации и практические достижения в сфере энергоэффективности. Достижения тут и впрямь впечатляющие, а многие инициативы в энергетической сфере задают вектор развития на десятилетия вперед - и для самой Швейцарии, и для других стран, включая Россию.

    Самолет на "солнечной тяге" и рекордно экономичный автомобиль - это, по нынешним меркам, экзотика, но уже не фантастика. Бертран Пикар и Андре Боршберг еще в 2003 году вознамерились обогнуть земной шар на самолете, использующем солнечные батареи (HB-SIB), без единой капли горючего. Спустя семь лет первый самолет этого типа под названием "Солнечный импульс" (Solar Impulsе) провел 26‑часовой полёт без топлива, за что получил специальную награду в конкурсе "Золотой ватт".

    А в марте нынешнего года из Абу-Даби (Объединенные Арабские Эмираты) был предпринят уже кругосветный перелет с посадками в Омане, Индии, Мьянме и Китае. На отрезке пути от Японии к Гавайским островам миссию пришлось прервать из-за перегрева аккумуляторов. Организаторы и участники перелета не сомневаются, что найдут решение возникшей проблемы, и весной 2016 года может быть предпринята новая попытка.

    Цель такого рода инициатив - вовсе не Книга рекордов Гиннеса, куда вполне заслуженно попал автомобиль PAC-Car II. Сверхэкономичная работа его уникального двигателя с использованием топливных элементов задает вектор поиска для ученых, конструкторов, материаловедов и технологов, работающих в этой сфере.Как и для тех, кто проектирует и строит "умные дома", включая многоэтажные офисы и жилые здания из деревянных конструкций. Или для тех, кто придумал и спроектировал душ с ласковым названием "Джулия" для использования в домах с автономными источниками теплоснабжения. Незамысловатая конструкция с дополнительным теплообменником позволяет использовать уходящее в канализацию тепло для подогрева холодной воды и дает ощутимую экономию электроэнергии.

    Умение и в малом найти новаторский подход и получить практическую выгоду - отличительная черта швейцарского подхода к инновациям. В этом была возможность лично убедиться, посетив технопарки в Лозанне и Цюрихе и проехав по нескольким кантонам. Особенно впечатлила мини-ГЭС на небольшой речушке - почти ручье! - в окрестностях Берна. На первый взгляд, там использован довольно примитивный ротор-водоворот, запатентованный американцами почти сто лет назад. Но начинаешь разбираться - и невольно проникаешься уважением к прагматизму швейцарцев, их умению все взвешивать и считать. А еще - к трепетной и непоказной заботе ко всему живому в природе. Стоит ли удивляться, что доктор Бертран Пикар, едва ли не самый известный в Швейцарии человек, почел за честь, чтобы его именем назвали эту крохотную сельскую электростанцию. И сам, со множеством друзей и единомышленников, приехал на ее пуск…

    "Чтобы обеспечить экологически приемлемое  и устойчивое функционирование энергосистем в будущем, уже сегодня в энергетике необходимы принципиально новые подходы", - отметил на открытии выставки в МГУ советник посольства Швейцарии в России Жюльен Тёни. И такие инновации, по его словам, "возможны только за счет синергетического эффекта от совместных усилий лучших научных умов в сфере энергетики и чистых технологий".

    Именно с этой целью Швейцарское федеральное управление энергетики (SFOE) учредило в 2007 году премию "Золотой ватт" и ежегодно отмечает этой наградой наиболее смелые проекты и их авторов, предлагающих неординарные энергетические решения для транспорта, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, для использования на производстве и в быту, в сфере туризма и активного отдыха.
    Премия "Золотой ватт" присуждается в пяти номинациях, которые отражают современные приоритеты Швейцарской Конфедерации на этом направлении: общество; энергетические технологии; возобновляемые источники энергии; энергоэффективный транспорт; строительство и проектирование.

    За восемь лет существования "Золотой ватт", может, и не стал швейцарским Нобелем в энергетике, но свою мобилизующую и стимулирующую роль сыграл. Авторы победивших проектов получали дополнительные возможности для их продвижения, а в ряде случаев становились законодателями мод в своем секторе разработок и задавали уровень, на который могли ориентироваться другие. Конкурс и премия - это еще и способ популяризации инновационных подходов в сфере энергоэффективности, отмечали устроители выставки с российской стороны и благодарили за содействие Посольство Швейцарии. В июле 2014 года  в Бостоне была представлена первая выездная экспозиция проектов, удостоенных премии "Золотой ватт". С тех пор география показов неуклонно расширяется.

    - До того, как приехать на Фестиваль науки в Москву, "Золотой ватт" успел побывать в Санкт-Петербурге, - сообщил Жюльен Тени. - Демонстрируя такую экспозицию, мы стремимся поддерживать диалог, укреплять российско-швейцарские связи и сотрудничество. И чтобы технологическое развитие наших стран происходило в гармонии с природой.

    Преподаватели МГУ и сотрудники академических НИИ, побывавшие на выставке и принявшие участие в научно-практическом семинаре, были солидарны в том, что подобные инициативы способствуют поддержанию прямых связей между  учеными и специалистами наших стран. А в нынешних, весьма непростых международных условиях, ценность таких контактов между Швейцарией и Россией еще более возрастает.  

    Поделиться