Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность влияет на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение должностных обязанностей.
- Конфликт интересов достаточно часто случающаяся ситуация, которая ведет к рискам возникновения коррупции, поэтому в этом направлении необходимо расширять регулирование, - рассказал "РГБ" директор Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Андрей Клименко.
Для бизнеса основной риск заключается в том, что теперь при заключении крупных сделок компании должны уделять повышенное внимание наличию признаков личной заинтересованности чиновников высшего звена, считают эксперты.
Закон расширяет ранее существовавшую статью в 179-ФЗ, предписывающую, что надлежит делать чиновнику в такой непростой ситуации. Сейчас понятия "конфликт интересов" и "личная заинтересованность" распространяются не только на госслужащих, но и на лиц, замещающих госдолжности, то есть на депутатов, федеральных министров, аудиторов Счетной палаты, судей, членов Центризбиркома и т.д.
"Кроме того, детально прописан порядок уведомления этих лиц о возникшем конфликте интересов, - рассказал "РГБ" директор департамента госполитики в сфере государственной и муниципальной службы, противодействия коррупции минтруда Дмитрий Баснак. - Принципиально важно, что само понятие личной заинтересованности теперь изменилось. Отныне в этот круг попадают лица, с которыми госслужащий связан близкими отношениями. К примеру, это могут быть друзья и даже любовница".
Как пояснил "РГБ" юрист правового бюро "Олевинский, Буюкян и партнеры" Станислав Валуев, личная заинтересованность чиновника может заключаться в родственных связях с человеком, в отношении которого его ведомство производит контролирующие действия. "В законе указано, что под заинтересованностью нужно понимать возможность получения доходов в виде денег и имущества, - говорит Валуев. - Закон обязывает госслужащих не допускать возникновения конфликта интересов, а если он возник, работник должен незамедлительно уведомить работодателя. Работодатель, в свою очередь, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта, изменив должностное или служебное положение его участников - вплоть до отстранения от обязанностей и увольнения в случае, если человек отказывается выполнять указания руководителя по этому вопросу".
Эти поправки сегодня можно применить к большинству наших чиновников, которые срослись с бизнесом. "И даже без этих поправок чиновники и раньше не должны были допускать конфликта интересов, - уверен глава Союза третейских судов РФ Алексей Кравцов. - Однако они продолжают это делать. Для того чтобы судья смог объективно рассмотреть коррупционное дело, вынести обвинительный приговор, обвинитель должен ему доказать, что лицо на скамье подсудимых за коррупционные действия действительно совершило их, исходя из личной заинтересованности или они вытекали из конфликта интересов. Без четкого законодательного определения этих понятий позицию обвинителей легко разбить адвокатам. Поэтому процент чиновников, получивших реальные сроки по этим статьям, у нас не превышает 30".
Юристы нашли в законе немало спорных моментов. "Несмотря на то что принятый закон является очередным шагом в борьбе с коррупцией, вызывает опасения возможность его применения для борьбы с неугодными государственными деятелями, прежде всего - депутатами Госдумы, - считает старший юрист юридической компании LexProf Семен Смирнов. - В отношении Генпрокурора и председателя ЦБ, конечно, вряд ли такое возможно".
На практике закон так и будет реализован: все заявления от тех, кто обязан их делать, вряд ли вызовут резонанс. А вот случаи, когда "заинтересованные лица" вытаскивают материалы заранее подготовленных компроматов, будут обсуждаться широко, вызовут и общественный резонанс, и волну судебных споров о защите чести и достоинства.