В соответствии с соглашением на российском фондовом рынке появятся индекс компаний с государственным участием (MOEX State-OwnedCompaniesIndex) и индекс компаний с регулируемой деятельностью (MOEX RegulatedCompaniesIndex).
Цель внедрения новых индексов - появление дополнительного показателя, позволяющего проводить сравнение качества и прозрачности корпоративного управления в компаниях с госучастием. С чего все начиналось? Для того чтобы иметь измеримые и сопоставимые результаты в государственном секторе, правительство сформулировало и определило механизм разработки долгосрочных программ развития для государственных компаний и формирование системы сопоставимых показателей (ключевых показателей эффективности). Были написаны соответствующие методики, даны рекомендации, и на сегодня все компании с госучастием из списка 91-Р имеют долгосрочные программы развития и связанные с ними ключевые показатели эффективности.
Но структура активов у государства очень разная. Есть публичные компании в этом списке, есть непубличные, но которые могут таковыми стать (например, Совкомфлот). Нам было очень важно иметь возможность сравнивать показатели деятельности всех этих компаний, в том числе и при формировании долгосрочных программ развития. На этапе разработки и утверждения долгосрочных программ развития мы столкнулись с тем, что компании приходили и апеллировали: "Я публичная компания с госучастием, однако доминирующее положение в моем сегменте (и, соответственно, в отраслевом индексе) занимает компания частного сектора. Поэтому по этому отраслевому индексу вы не можете меня сравнивать". Услышав несколько таких аргументов, мы пришли к пониманию, что сегмент госкомпаний должен, с одной стороны, иметь возможность сравнения с тем, как ведут себя компании в условиях экономики на примере в т.ч. компаний частного сектора, с другой - иметь сопоставимый анализ внутри самих госкомпаний. Индексы позволяют сравнивать любые компании с госучастием, вне зависимости от секторов, в которых они работают, и получать сопоставимые результаты, показывающие, что компания А в госсекторе действует хуже или лучше относительно этого усредненного показателя.
Для самих компаний очень важно быть частью этих индексов, и мы надеемся, что по мере реализации программы приватизации индексы будут пополняться за счет публичных компаний госсектора. Мы планируем использовать индексы в своей работе при анализе эффективности долгосрочных программ развития и действий менеджмента. И будем настоятельно рекомендовать компаниям с госучастием включать эти индексы в свои анализы.