"Большего сжатия рынку лизинга удалось избежать за счет ряда крупных сделок по передаче в аренду воздушных судов российским авиакомпаниям", - пояснил управляющий директор по банковским рейтингам RAEX Станислав Волков. Без учета крупных авиасделок ГТЛК и ВТБ Лизинг сжатие рынка в первом полугодии, по оценкам агентства, могло составить около 38% вместо фактических 30%. Аналитики прогнозируют, что авиасегмент продолжит поддерживать рынок лизинга и во втором полугодии, в том числе за счет госпрограммы по развитию российского авиапрома. Однако, как добавил Волков, даже крупные договоры, подписанные на авиасалоне "МАКС-2015", не смогут компенсировать сокращение объема нового бизнеса в авиасегменте по итогам года.
В структуре нового бизнеса за первое полугодие значительно выросла доля операционного лизинга - до 17%. Аналитики объясняют это сокращением сделок финансового лизинга и заключением госкомпаниями крупных сделок по передаче в операционный лизинг авиасудов. По данным RAEX, ранее доля операционной аренды на российском рынке лизинга, как правило, не превышала 10-12%. В агентстве прогнозируют, что дальнейшая передача авиакомпаниям в аренду воздушных судов SS-100 на фоне сокращения рынка лизинга может увеличить долю операционного лизинга в новом бизнесе за 2015 год до 25%.
"У операционного лизинга разная востребованность в России и Европе, - рассказал и. о. генерального директора "Сбербанк Лизинг" Кирилл Царев. - Главный фактор при этом - процентные ставки: если в Европе это 4-5%, то у нас - 18-20%. Необходимо понимать, что если лизингодатель закладывает 50% остаточной стоимости имущества на конец сделки оперлизинга, при текущем уровне ставок этот остаток генерирует значительные процентные расходы для клиента, которые могут лишать сделку экономической выгоды. То есть клиенту в этом случае выгоднее воспользоваться финансовым лизингом".
Операционный лизинг для физлиц, по словам Царева, пока не столь понятен гражданам, поскольку на российском рынке после уплаты всех платежей принято получать актив в собственность. "Определенные сложности создает и недостаточное развитие рынков вторичных авто и аренды, заметно отсутствие привычки и готовности работать с арендованным активом", - добавил эксперт.
По базовому (негативному) сценарию RAEX падение рынка лизинга в 2015 году составит около 25%, объем нового бизнеса составит около 510 млрд руб. Позитивный прогноз предусматривает сокращение на 15% и объем нового бизнеса 580 млрд руб.