13.10.2015 00:45
    Поделиться

    Бизнесу станет сложнее уклоняться от уплаты налогов

    Компаниям придется тщательнее проверять контрагентов
    Госдума приняла в первом чтении законопроект, запрещающий включать в налоговую базу по НДС и налогу на прибыль суммы по сделкам, совершенным исключительно для ухода от налогов.

    Однако представители бизнес-сообщества уверены, что законопроект о злоупотреблении правом налогоплательщиками требует серьезной доработки и общественного обсуждения. Об этом заявил вице-президент Торгово-промышленной палаты, председатель Экспертного совета ТПП РФ по совершенствованию налогового законодательства и правоприменительной практики Вадим Чубаров.

    "Это не закон, это скорее идея", - заявил бизнес-омбудсмен по налогам, председатель Экспертного совета по налоговому законодательству Комитета Госдумы по бюджету и налогам Михаил Орлов.

    В пояснительной записке говорится, что документ подготовлен в связи с активным применением налоговыми органами таких оценочных категорий, как "Экономическая обоснованность", "Должная осмотрительность". Автор законопроекта видит необходимость исключить возможность ограничения налоговыми органами прав предпринимателей, которые надлежащим образом исполняют свои налоговые обязанности.

    Документом планируется пресечь использование налогоплательщиками формально законных действий, которые тем не менее приводят к уходу от уплаты налогов. Для этого в статье 54 НК РФ предлагается закрепить правило, запрещающее организациям учитывать в целях налогообложения факты хозяйственной жизни, основной целью учета которых является неуплата или неполная уплата сумм налога. Формулировка нормы позволяет компаниям избежать ответственности в том случае, если уход от налогов не является "основной" целью сделки. Но Михаил Орлов считает, что эту недоработку скорректирует практика: "Сначала была единственная цель уход от налогов, потом появилась основная. Но нам придется смириться, что если цель уклонения от налогов в сделке есть, то налоговая служба обратит на нее внимание".

    Документ также призван сохранить выработанные подходы ВАС РФ, к потере которых может привести объединение двух судов. Законопроектом предлагается закрепить в НК РФ положительные моменты правоприменительной практики, которая была выработана налоговыми органами и арбитражными судами при рассмотрении налоговых споров, связанных с признанием обоснованности получения налоговой выгоды.

    "Общая норма о злоупотреблении нужна. Мы давно об этом говорим. Нынешняя ситуация, когда норма установлена в разъяснениях ВАС РФ, не нормальна, - заявляет Вадим Зарипов, руководитель аналитической службы юридической компании "Пепеляев Групп". - Не должна судебная власть устанавливать нормы". Однако эксперт считает неприемлемым принятие документа в нынешнем виде. "Если законопроект будет принят в той редакции, в которой он внесен и в первом чтении, то это просто повлечет правовой хаос и, ни больше ни меньше, дестабилизацию экономической жизни в стране", - говорит юрист.

    Несовершенство документа Вадим Зарипов видит в том, что он "предоставляет налоговым органам полномочия по переквалификации сделки по переоценке деловых целей". По мнению эксперта, необходимо определить границы полномочий налоговых органов: "Иначе это будет уже не "усмотрение" налоговых органов, а произвол".

    Начальник управления досудебного урегулирования налоговых споров ФНС Елена Суворова успокаивает тем, что установление фактов, о которых говорится в статье 54, возможно только в ходе мероприятий налогового контроля, соответственно, в ходе проверки: камеральной и выездной: "Да, мы можем говорить о некоем дополнительном основании для взысканий в судебном порядке, и тем не менее ничего нового 54-я статья в плане процедуры не вводит. Здесь нельзя говорить о переквалификации. У нас много примеров, когда компания определенными сделками по приобретению долей наращивала убытки". Поэтому в целом ряде случаев для установления фактов получения компаниями необоснованной налоговой выгоды переквалификация не потребуется.

    В пункт 6 статьи 169 НК РФ предлагается внести конкретные случаи, при которых счет-фактура не может являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм НДС к вычету: подписание счета-фактуры неуполномоченным или неустановленным лицом, составление и выставление счета-фактуры иным лицом, вместо лица, осуществившего операцию по реализации товаров, работ, услуг - кроме случаев, когда исполнение соответствующих обязательств в силу закона или условий договора может быть возложено на третье лицо. Аналогичные критерии предлагается установить в пункте 1 статьи 252 НК РФ в отношении затрат, которые не могут быть признаны расходами для целей исчисления налога на прибыль.

    Очевидно, что компаниям придется бросить дополнительные ресурсы на проверку счетов-фактур и документов, подтверждающих расходы по налогу на прибыль. "Нужно реализовывать идею, что если документ действительно подписан ненадлежащим образом и налогоплательщик знал об этом, тогда он должен нести ответственность, - говорит Орлов. - Ведь во всех схемах, которые мы с вами обсуждали, налогоплательщик договаривается со своими контрагентами или ищет "фирму-однодневку", которая предоставляет ему пакет документов. То есть он знает, что совершает что-то нехорошее. Тогда его и надо наказывать".

    Авторы законопроекта обращают внимание на то, что поскольку предлагается установить конкретные случаи, при которых счет-фактура и иные документы не могут служить основанием для принятия к вычету сумм НДС и для учета в составе расходов при исчислении налога на прибыль организаций, то налоговые последствия не затронут интересы добросовестных налогоплательщиков. Кроме того, поправки будут способствовать созданию нормальных условий ведения бизнеса и созданию здоровой конкурентной среды. Однако с этим мнением не согласны не только в предпринимательском сообществе, но и в минфине.

    "Безусловно, проект возлагает на налогоплательщиков дополнительные обязанности. А это противоречит положениям налоговой политики. Не раз подчеркивалось с высоких трибун, что в ближайшей перспективе планируется не повышать налоговую, в том числе и административную нагрузку", - отметил замглавы департамента налоговой и таможенно-тарифной политики минфина Сергей Разгулин.

    При этом если документ пройдет в осеннюю сессию, то может вступить в силу уже в начале 2016 года. "То есть буквально послезавтра, - сказал Сергей Разгулин. - Очевидно, что законодатель не решает вопрос обратной силы. А что будет с налогоплательщиками, у которых есть такие документы?" В трехлетний срок им придется опасаться налоговых проверок, в которых эти документы могут быть обнаружены. "Представляется вполне разумным предусмотреть сроком вступления в силу законопроекта 1 января 2019 года", - заявил Разгулин. В этом случае компаниям придется проявлять повышенную осмотрительность только по отношению к документам, которые были подписаны после принятия законопроекта. Таким образом, компаниям не нужно пересматривать "первичку" на предмет соответствия новому законодательству.

    Поделиться