12.10.2015 15:23
    Поделиться

    Владельцы смартфонов оказались не готовы к бесконтактным платежам

    Бесконтактные платежи оказались не по уму владельцам смартфонов
    Развитию бесконтактных платежей в России мешает небольшая осведомленность потенциальных пользователей о том, что это и как работает, а также сомнения в их достаточной безопасности, отметили эксперты форума NFC Live. По данным J son & Partners Consulting, к концу 2013 года в России было 25 тыс. платежных терминалов с поддержкой NFC-технологии, а к концу прошлого года их число выросло до 59 тыс. Сейчас NFC поддерживают 150-200 тыс. терминалов (15% от их общего числа). Увеличиваются и продажи смартфонов с NFC-функцией - сейчас они достигают 22% от общего числа продаж. По словам ведущего консультанта J son & Partners Consulting Сергея Золкина, рынок растет значительно быстрее, чем предполагалось, и инфраструктура уже готова к приему бесконтактных платежей.

    А вот пользователи, похоже, не готовы. Тот же J son & Partners совместно с Gemalto провели исследование, чтобы выяснить, как к NFC относится молодое поколение (от 16 до 35 лет). Выяснилось, что половина опрошенных вообще не знает о технологии, а около 40% знают, что смартфон может быть платежным инструментом, но не понимают как.

    По словам исполнительного директора "КартСтандарт" Майи Глотовой, пользователи боятся использовать новые платежные инструменты, поэтому они должны получать новый продукт через понятный канал, банковское мобильное приложение. "Клиент не должен куда-то звонить или ходить в офис банка/платежного оператора, чтобы получить этот инструмент. Использование должно быть простым и легким. Если мы хотим сделать из телефона банковскую карту, то оплата должна быть по крайней мере не сложнее, чем оплата собственно картой", - добавила эксперт.

    О бесконтактных технологиях известно давно, но их внедрение на рынке идет медленно, потому что между технологией и сервисом лежит огромная пропасть, отметила Глотова. По ее словам, чтобы конечный продукт мог стать массовым, помимо простого соответствия спецификациям платежных систем он должен обладать рядом характеристик. Это, например, легкое внедрение (максимально облегченный интеграционный процесс), также это должно быть недорого с точки зрения входа и дальнейшей эксплуатации.

    "Если раньше бесконтактные платежи ассоциировались с бесконтактной картой, то сейчас незаметно для потребителя они "переехали" в мобильный телефон, - отметил вице-президент по развитию бизнеса электронной и мобильной коммерции MasterCard Europe Артем Пецюха. - Точно так же, как в карте, в телефоне есть чип или другое место, где находятся данные карты (или даже облако). Есть антенна, которая позволяет технически совершать транзакцию". Роль secure-элемента (элемент безопасности) может выполнять SIM-карта, может это все жить за пределами телефона (облако). На стороне держателя карты - токен (жетончик, который заменяет номер карты в целях безопасности), он-то и дает пользователю совершать бесконтактные транзакции либо платить онлайн. Однако платежные сервисы все больше двигаются в сторону биометрии. "Мы должны проверять не то, что человек помнит свой пароль, а что он тот, за кого себя выдает. Исследуем плотно биометрическую идентификацию, и в ближайшее время она будет играть существенную роль", - отметил Артем Пецюха.

    По данным MasterCard, бесконтактные платежи сегодня принимают 3 млн магазинов в 68 странах, количество мобильных NFC-пилотов постоянно растет. Новейшие модели смартфонов Apple, Samsung, HTC продаются с уже встроенной NFC-функциональностью. По словам экспертов, развитие бесконтактных технологий тесно связано с развитием торговли. "Цифровая конвергенция меняет игру. Возвращаться к домашнему компьютеру уже многие не хотят, доля продаж через ПК падает", - отметил Артем Пецюха. Технологии меняют не только процесс покупки, но и каждый из шагов, начиная от выбора товара до транзакции.

    Развивать бесконтактные платежи намерена и российская платежная система "Мир". До конца года будет выпущена первая карта, система начнет функционировать, а на следующий год намечен выпуск бесконтактного приложения на карте, рассказал начальник управления инноваций департамента архитектуры и разработки ПО НСПК Олег Янковский. По его словам, бесконтактная технология будет поддерживаться на устройствах и терминальной сети банков - участников платежной системы.

    Янковский также обратил внимание на то, что развитие бесконтактных платежей и инновационных технологий тесно связано с развитием электронной торговли. По его словам, НСПК планирует создать многофункциональную продуктовую линейку, которая смогла бы обеспечить все потребности банков. "Наша задача - формализовать условия взаимодействия с партнерами и обеспечить интеграцию и совместное движение к реализации новых проектов", - сказал Янковский. Речь идет о создании единого решения для разрозненных и часто небанковских сервисов (транспорт, связь, ЖКХ, АЗС, программы лояльности и т.д.) и их интеграции с использованием возможностей NFC.

    "Развитие новых сервисов зависит не только от желания банков и провайдеров, но и от готовности нас как клиентов, потенциальных пользователей этих сервисов их использовать, - отметил эксперт. - Это должно быть удобно, красиво, выгодно". По его словам, при разработке новых приложений необходимо сохранять консервативность (поддерживать полный набор привычных и безопасных сервисов), обеспечивать безопасность (к ней предъявляются максимально высокие требования), но в то же время гибкость и модульность, без которых невозможно говорить о создании высокодоходного продукта. Янковский подчеркнул, что современный продукт невозможно сделать без участия партнеров. Конкретные компании он не назвал, сославшись на то, что идет процесс переговоров. Анонсировать партнерскую программу НСПК намерена до конца года, при этом, по словам Янковского, "огромную часть сервисов, связанных с продвижением продукта, мы готовы отдать компаниям, которых видим в качестве партнеров". Он также добавил, что есть условия, на которых НСПК настаивает, но они "не блокируют бизнес партнеров".

    Поделиться