13.10.2015 16:41
    Поделиться

    Исследование: Как изменятся цены в ЮФО на продукты в 2016 году

    Что будет с ценами на продукты в 2016 году
    К весне 2016 года цена на хлеб может вырасти на 20 процентов, сообщил на прошлой неделе министр сельского хозяйства России Александр Ткачев. По его словам, это связано с ростом цен на пшеницу. Килограмм зерна подорожал за последние полгода в среднем с восьми до десяти рублей. Впрочем, по словам независимых экспертов, в себестоимости булки хлеба расходы на сырье занимают далеко не первое место. Есть целый ряд других факторов, которые могут привести к росту продовольственной инфляции в следующем году. Это коснется большинства продуктов из продовольственной корзины, говорят они.

    - В себестоимости булки хлеба пшеница занимает не более 15 процентов, - говорит советник президента Торгово-промышленной палаты Ростовской области по вопросам АПК Юрий Корнюш. - Легко подсчитать, что если стоимость зерна выросла на 20 процентов, то это даст повышение себестоимости хлеба всего на три процента. Однако за последние месяцы подорожало все: энергия, зарубежные пищевые ингредиенты и другое. Отсюда инфляция.

    Руководители хлебозаводов ссылаются на неопределенность на рынке и потому неохотно говорят о том, что будет с ценами в будущем году. Впрочем, некоторые рассказали, что расходы за полгода выросли на 30 - 40 процентов и рост отпускных цен они сдерживали в основном за счет внутренних резервов или других продуктов (сладкая выпечка, премиальные сорта хлеба и так далее). Сейчас рынок подошел к той черте, когда поменять ценники все же придется, говорят они.

    - Вероятно, в следующем году поднимется цена на топливо, вырастут затраты на тепловую и электроэнергию. Идут разговоры о повышении налогов. Для того чтобы увеличивать объем продукции, нужно новое оборудование, импортное, дорогое. Плюс высокие социальные обязательства: нужно платить за сотрудников в Пенсионный фонд, ФОМС, как минимум не понижать зарплату и так далее. Как вы думаете, можем ли мы и дальше сдерживать цены? - задает риторический вопрос один из бизнесменов.

    По словам аграриев, урожай-2016 может быть гораздо ниже прошлогоднего. Причина - неблагоприятные погодные условия.

    - В сентябре нужно было посеять озимые. Но дождей нет, а фермеры не хотят сеять зерно в сухую землю. В итоге из полутора миллионов гектаров, которые планировалось засеять в сентябре и начале октября, сделано только 800 тысяч. У нас в Волгоградской области за последние две недели прошла уже куча общественных советов, собирали и ученых, и старожилов, - все думаем, как решить проблему. А как ее решишь, когда просто нет дождей? - говорит глава волгоградской Ассоциации крестьянско-фермерских хозяйств Сергей Бельский.

    Ученые говорят, что после 5 октября сеять озимые значит подвергать семена риску, они не прорастут.

    - Синоптики обещают дожди "местами по области". Но где это, не поясняют. Проблема заключается в том, что почва высохла настолько, что даже 10 - 12 миллиметров осадков не дадут никакого эффекта. Такой дождь не увлажняет почву на глубину залегания зерна, - говорит Сергей Бельский. Похожая ситуация в Ростовской области и Калмыкии, в Краснодарском и Ставропольском краях.

    А уже начались заморозки. Придется большую часть будущего урожая сеять весной. Но основную долю на юге обеспечивают именно озимые. Смогут ли весенние работы компенсировать сегодняшнее отставание, большой вопрос.

    Дефицит зерна может привести к росту цен на корма для животных, а это, в свою очередь, - к подорожанию молока, мяса и целого ряда других продуктов, отмечают опрошенные предприниматели. По их мнению, государству сейчас необходимо более активно заняться регулированием рынка.

    - Самое главное - соблюсти паритет между интересами бизнеса и населения, - говорит Юрий Корнюш.

    У федеральных и региональных властей остается достаточно инструментов мягкого регулирования продовольственного рынка, отмечает он. Например, чтобы сдержать цены на зерно, государство может вновь немного подкорректировать экспортные пошлины, чтобы аграриям было выгодно продавать зерно не за рубеж, а внутри страны. Цена на зерно может аккуратно регулироваться и зерновыми интервенциями. Когда цена растет, государство продает часть пшеницы из своих фондов, тем самым увеличивая предложение и сбивая цену. Кроме того, не стоит забывать об импорте. Помимо европейских государств, в мире есть достаточно стран, готовых наладить поставки необходимых продуктов в Россию. Но это так, на всякий случай.

    Есть и еще одна мера, о которой периодически говорят, но до сих ее не ввели, - продовольственные карточки. У россиян они чаще всего ассоциируются с блокадой Ленинграда и голодом, а потому такая мера поддержки у многих вызывает недоумение. Тем не менее это не признак наступающего кризиса, по словам экспертов, такая практика давно и успешно используется в странах с развитой экономикой (в США или ЕС) и может оказать удивительный мобилизационный эффект на российскую экономику.

    - Это форма поддержки, при своей неказистости на первый взгляд, позволит государству потратить деньги эффективно, с большой пользой. Помощь получат именно те, кто в ней нуждается. Не банкиры, не торговые сети, не импортеры, не обеспеченные граждане. Если все сделать правильно, система не приведет к увеличению бюрократического аппарата. Распределение карточек можно наладить, например, через Пенсионный фонд. Эта система откроет возможности для эффективной поддержки сельского хозяйства, - говорит бизнесмен, глава российской ассоциации производителей сельхозтехники Росагромаш Константин Бабкин. - Введение карточек должно обязательно сопровождаться отказом от сбивания цен, эффективной защитой рынка, защитой крестьян от неравной конкуренции из-за рубежа, повышением требований к качеству продуктов, стимулированием экспорта продовольствия и другими мерами расширения рынка. Это приведет к росту рентабельности, к развитию сельского хозяйства, к оживлению всей экономики. В России по природным факторам можно производить продовольствия в три раза больше, чем сейчас. Это даст рост доходов граждан и сокращение количества бедных.

    Подобные проекты уже работают в некоторых регионах страны, и они показали себя наилучшим образом, говорят эксперты. Вполне возможно, что сегодня самое время экстраполировать этот опыт на всю Россию.

    Поделиться