Как сообщил "РГБ" Николай Галушин, первый зампред правления СОГАЗа, общий рынок исходящего перестрахования в РФ составляет около 150 млрд рублей, более 100 млрд из которых перестраховываются на международных рынках. "Сумма премии существенна, а сумма ответственности измеряется триллионами рублей. Объем рынка только по санкционным клиентам можно оценить в 10-20 млрд рублей страховой премии в год, - говорит Галушин. - Защита таким клиентам нужна. Внутреннего коммерческого рынка перестрахования таких рисков в полном объеме не накоплено".
Эти риски можно было бы перестраховать за рубежом. Однако, как объясняет профессор Александр Цыганов, завкафедрой "Страховое дело" Финансового университета при Правительстве РФ, некоторые риски, например, связанные с гостайной, предприятиями, в отношении которых введены экономические санкции, сейчас перестраховать за рубежом не представляется возможным. "Для решения этих проблем и предлагается создание государственного перестраховщика", - говорит он.
Но если одна государственная компания будет перестраховывать риски других государственных компаний, получается, что государство будет выплачивать возмещение само себе, перекладывая деньги из одного своего кармана в другой. А смысл перестрахования - в диверсификации рисков.
"С точки зрения управления рисками как науки перестрахование представляет собой инструмент снижения рисков страховых компаний за счет вторичной диверсификации принятых ими рисков - то есть перераспределения рисков во времени и пространстве. Поэтому рынок перестрахования обязательно включает в себя глобальный элемент, что позволяет национальным страховым системам переживать катастрофы без разорения. Национальный рынок перестрахования реализует возможности стабилизировать финансовые результаты отдельно взятой страховой компании в ситуации негативной именно для нее конъюнктуры, - объясняет Владимир Новиков, доцент департамента финансов НИУ ВШЭ. - При условии страхования только госпредприятий совокупный финансовый результат не стабилизируется - в периоды наступления значимых ущербов на этих предприятиях будет формироваться убыток в балансе НПК за счет компенсации этих убытков, и его в конечном счете должен покрывать акционер НПК. По сути, то же государство".
Именно поэтому, по мнению Владимира Новикова, появилось требование перестрахования не менее 10% всех иных рисков, не связанных с госпредприятиями, в НПК. "В таком варианте появляются признаки балансировки портфеля НПК и результатов работы госсектора, но возникает "налоговый" механизм на негосударственный сектор, - говорит он. - Но даже в этом случае вопрос дальнейшей диверсификации рисков на глобальном уровне остается открытым. НПК обязана ради защиты национальных интересов осуществлять дальнейшее перестрахование".
Сами же страховщики считают, что НПК должна оказывать поддержку рынку только в сегменте страховой защиты санкционных клиентов и отраслей. "В других отраслях мы не видим НПК, - говорит Николай Галушин. - Мы считаем, что с государственными рисками и проектами лучше справятся коммерческие страховщики через механизм конкурентной борьбы и через обеспечение качественного перестрахования, в том числе и на международном рынке, для государственных клиентов. Государство может настаивать на перестраховании государственных рисков в государственной же компании для повышения ее капитализации, но тогда необходимо понимать, какова конечная миссия этой НПК. Что видится в плане развития компании на ближайшие 10-20 лет? Монстр, который устроит передел на внутреннем рынке перестрахования?"
Как будет развиваться НПК дальше, можно только гадать. Но в нынешней ситуации, как считает Владимир Новиков, через эту компанию можно быстро решить проблему страхования уже попавших под санкции предприятий и организаций и скоординировать ведущиеся сейчас отдельными страховыми компаниями действия по поиску альтернативных емкостей вне пределов России.
"Альтернативой создания НПК может быть выдача госгарантий страховым компаниям или напрямую предприятиям, испытывающим трудности со страхованием из-за санкций. Но создание НПК, возможно, будет эффективнее госгарантий, так как не требует дополнительных бюджетных средств на возможные выплаты и поддержание гарантий на последующее время, а у создаваемого перестраховщика дополнительно появляется возможность инвестирования страховых резервов в России", - считает Александр Цыганов.
Игорь Юргенс, президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС)
Со страховым сообществом идея передачи 10 процентов всех подлежащих перестрахованию рисков в Национальную перестраховочную компанию не обсуждалась. Всероссийский союз страховщиков не согласен с идеей обязательной передачи "десятины", как ее окрестили журналисты, госперестраховщику. Госперестраховщик - это вынужденное решение, компания может создаваться на время действия санкций, и коммерческие риски, не связанные с санкциями, не должны принудительно передаваться новой организации. Понимаю, что Банку России как учредителю госперестраховщика предстоит оправдать инвестиции в его капитал свыше 70 млрд рублей, однако предложенное решение не является лучшим. Страховое сообщество открыто к диалогу по поиску оптимального решения.