- Доверие - основа для успешной совместной деятельности, особенно важно во времена охлаждения отношений. Поскольку в сырьевом секторе мы всегда говорим о долгосрочном сотрудничестве, доверие, как гарант отношений, также представляет особую ценность. Особую роль играет и сотрудничество в сфере науки и исследований, - считает Клаус Тепфер, сопредседатель Российско-германского сырьевого форума. - Мне задавали вопрос: в связи с широким применением в Германии источников возобновляемой энергии, по-прежнему ли актуально ее сотрудничество с Россией? Отвечаю: оно стало еще актуальнее сегодня. Ведь сырьевой рынок обладает невероятной динамикой - это раз. Во-вторых, использование источников возобновляемой энергии в будущем будет возрастать. А эта сфера требует в своей технологии применения редкоземельных материалов, месторождениями которых богата именно Россия.
Немцы подсчитали вклад россиян в германскую экономику. Приведенные докладчиками цифры говорят сами за себя: одна треть импорта в Германию - продукция России. Четыре пятых всего импорта из России - продукция энергосистемы. Половина импорта никеля, четверть импорта меди и алюминия, четверть палладиума - российского происхождения.
Не случайно, по данным соцопросов, 78% немецкого населения видят в России надежного стратегического партнера, а 95% немцев считают, что Россия играет важнейшую роль в экономике Германии. Но вследствие санкций экспорт в Россию из Германии сократился на треть.
- Сегодня мы на девять миллиардов евро больше получаем товаров из России, чем экспортируем в нее, - подсчитал Ханс-Йоахим Вельш, председатель комитета по сырьевой политике федерального союза германской промышленности. - Но отношения между Германией и Россией в сфере энергетики никогда не были улицей с односторонним движением.
- Стратегия национальной безопасности России включает и энергетическую безопасность. Решение этой задачи - в выходе на производство экономически оправданных энергетических ресурсов. Что для этого необходимо? Учет соотношения объема экспорта сырья и внутреннего потребления, формирование общего рынка энергосистемы, согласованность политики в области недропользования, - заявил Анатолий Яновский, заместитель министра энергетики РФ.
О том, что России следует переходить от сырьевой модели экономики к технологической, говорили представители обеих сторон. И в этом смысле Германия может очень помочь нашей стране.
На форуме можно было услышать конкретные инвестиционные предложения. Например, от губернатора Ханты-Мансийского автономного округа Натальи Комаровой.
- Мы создаем сейчас газонефтеперерабатывающий кластер, - сказала она. - Речь идет о создании индустриального парка под условным названием "Приразломный". Собираем консорциум из инвесторов, кому интересна эта тема. Приглашаем всех - лист пока открыт. А нашим германским партнерам предлагаем стать якорными инвесторами или резидентами этого проекта.
Пригласили немецких инвесторов и в Заполярье.
- Топливно-энергетический баланс для меня, как губернатора, задача номер один. Потому что сейчас наш регион - образец дисбаланса. Чем отапливается Мурманская область, находящаяся, напомню, за полярным кругом? На 87% мазутом. 1300 тысяч тонн сожженного мазута - это реки, засоряющие нашу экологию. При этом в недрах Кольского полуострова открыто более 60 месторождений, способных при грамотном использовании преодолеть наш топливный дисбаланс: никелевые руды, апатиты, редкоземельные металлы, - говорит губернатор Мурманской области Марина Ковтун. - Да, мы рассматриваем варианты ухода от нашей мазутозависимости. Но, по предварительным оценкам экспертов, заменить мазут сегодня можно только на уголь, что не радует, учитывая, что везти этот уголь придется издалека, за десятки тысяч километров. Мы заинтересованы в инновационных технологиях: в частности, в технологии синтеза торфа. Мурманская область - регион, на территории которого проживает 2,5% населения страны, а производится 15% ВВП, - нуждается в модернизации топливно-энергетической системы.
Отдельные секции форума обсуждали сотрудничество в научной и академической сфере, в сфере сохранения экологического баланса, а также вопросы координации сырьевых рынков и использования новых технологий с целью извлечения сырья. Кроме того, делегаты форума подписали ряд договоров о сотрудничестве. Среди них - инвестиционное соглашение между правительством Вологодской области и "ФосАгро" по проекту строительства новых производств аммиака, карбамида и сульфата аммония, в реализации которого принимает участие и немецкая компания GEA Messo P.T.
Между Горным университетом, Баварским химическим кластером (Chemie-Cluster Bayern GmbH) и Баварским центром компетенции по развитию промышленных площадок (Bavarian Competence Center for Site Development) подписан договор о создании Российско-германского центра компетенции в области горной добычи и минералов. Он будет располагаться в Санкт-Петербурге, а его представительство - в ФРГ.
Говоря о прочных связях, большинство немецких ораторов ссылались на многовековые исторические связи России и Германии, а также приводили в пример новейшую историю.
- Еще несколько лет назад 17% немцев считали россиян "особыми друзьями", а 12% жителей РФ заявляли, что хотели бы, чтобы их страна развивалась по германскому пути, - замечает Экхард Кордес, председатель Восточного комитета германской экономики. - Но в 2014 году только 2% россиян считают, что немцы нам друзья. Выходит, прочный фундамент наших отношений может дать трещину... Однако немецкая экономика сможет работать только при условии доступа к российскому сырью. Санкции - это бремя для всей Европы. Нам нужно общее экономическое пространство от Владивостока до Лиссабона. 6000 фирм и предприятий Германии действуют сейчас в России. Стало быть, кризис надо просто переждать. Перезимовать, как говорят в России. Давайте перезимуем вместе.