Как путешествовать по Южной Корее на велосипеде

Мысль проехать на велосипеде по Южной Корее появилась, когда я узнал, что через всю страну по диагонали, от Сеула до Пусана, идет велодорожка общей протяженностью более 600 километров. Как обещали буклеты Корейской туристической организации, дорожка четко размечена, и по большей части идет в стороне от главных автомагистралей, а также и в стороне от большинства населенных пунктов.

Первая часть маршрута начинается в нескольких километрах от сеульского аэропорта Инчхон. Сам аэропорт расположен на острове рядом с Инчхоном - городом-спутником Сеула, известным в России главным образом тем, что в 1904 году во время русско-японской войны там (тогда город назывался Чемульпо) была затоплена канонерская лодка "Кореец". Из международного аэропорта достаточно проехать несколько остановок на электричке или на автобусе, курсирующих между главными воздушными воротами Южной Кореи и столицей. Переехав через пролив, можно сходить и начинать собирать велосипед, запакованный для авиаперевозки.

Как выехать от станции на берег канала Ара, вдоль которого идет велодорожка, объяснят местные. Если вы владеете корейским, то словами, в остальных случаях - жестами, поскольку со знанием иностранных языков в Корее дело обстоит не очень хорошо. Ситуация похожа на ту, что в России - в принципе, знающих английский немало, но в нужный момент их поблизости не оказывается.

Корейцы одержимы здоровым образом жизни, успешно совмещая эту одержимость с напряженным трудом, сопровождающимся постоянными переработками, и обильным употреблением соджу - местного варианта крепкого спиртного. Поощряя население к занятиям спортом, а также заботясь об экологии (еще один мощный тренд в Южной Корее) власти построили велодорожки вдоль четырех основных рек страны. Хотя главной целью было так называемое "возрождение корейских рек", то есть строительство дамб и укрепление берегов с целью предотвратить регулярные разрушительные наводнения. Работы велись с начала 2000-х годов и были закончены буквально пару лет назад.

В ходе работ берега рек укатали тяжелой строительной техникой, и власти решили использовать это обстоятельство. На уже утрамбованной земле соорудили велодорожки, которые, вероятно, могут стать образцом для многих стран. Хорошо размеченные, с предупреждающими знаками вроде "Скорость не свыше 20 км/ч", по одной полосе в каждую сторону. Местами они идут по специально построенным эстакадам на сваях, особенно часто так бывает на территориях заповедников - чтобы велосипедисты не пугали местную живность. Для двухколесных средств передвижения местами даже переделали старые железнодорожные ветки, ранее использовавшиеся для перевозки, например, угля. Их закатали в асфальт, не забыв кое-где оставить фрагменты путей и разместив прямо на рельсах скамейки для отдыха. Теперь велосипедисты едут через железнодорожные тоннели и по старым мостам.

На всем протяжении велодорожек установлены туалеты, где-то чаще, где-то реже, но в среднем один на 10 километров. В населенных пунктах вдоль трассы есть также ресторанчики и пункты ремонта, а периодически встречаются и "байк-отели", приспособленные для нужд велосипедистов - с парковками, мастерскими, магазинами.

Чтобы ехать было интереснее, вдоль всех трасс расставлены так называемые "сертификационные центры" - красные кабинки, напоминающие старые телефонные будки. В них лежат печати, которые надо поставить в специальную книжечку, и по завершении маршрута проехавшему выдают памятный знак. К сожалению, где именно можно найти такую книжечку, мне в силу языковых трудностей выяснить не удалось, поэтому я отправился в путь так, без надежды на награду в конце. Потом мне рассказали, что, в принципе, можно фотографировать все сертификационные центры по дороге, и в конце предъявить снимки, но было уже поздно.

Я ожидал, что трасса будет пустой, однако это было ошибочное предположение. В районе Инчхона и Сеула движение по велодорожкам напоминает автомобильное, периодически возникают даже пробки, если кто-то едет слишком медленно и неумело. Впрочем, таких немного. Корейцы очень спортивны, везде встречаешь легионы велосипедистов всех возрастов, причем очень многие - на дорогих шоссейных велосипедах. Кто-то рвет на рекорд. Например, есть люди, проезжающие более 600 километров от Сеула до Пусана без остановки на ночлег, примерно за двое суток. Другие катаются в свое удовольствие, не отказываясь от простых человеческих радостей. Такими оказались первые встреченные мною неподалеку от Инчхона дедушки, которые, отставив велосипеды, сидели у дорожной закусочной. Старички оказались знающими английский, и первым их вопросом было: "соджу пьешь?". Сами они употребляли с удовольствием, закусывая куриными потрошками в кляре и пирожками с кимчхи, фирменным корейским блюдом из китайской капусты, заферментированной в соусе из красного перца и еще сорока ингридиентов.

Отдельный восторг вызывают корейские бабушки. В обтягивающей велоформе, на спортивных велосипедах, они идут стайками по трассе, держа скорость 25-30 км/ч, обгоняя мой горный байк с рюкзаком-"велоштанами" на багажнике.

Я рассчитывал застать золотую осень в Корее, но она еще практически не началась. Только в горах уже чуть покраснели листья кленов. Зато сейчас тут масса народу на маршруте, так как длинные выходные, целых три дня - 9 октября был национальный праздник, день корейского алфавита "хангыль". Эту азбуку, которую многие иностранцы ошибочно принимают за иероглифы, изобрел легендарный король Седжон Великий вместе с придворными лингвистами в1447 году. До того в Корее пользовались китайскими иероглифами. Сегодня эта азбука объявлена нематериальным мировым наследием ЮНЕСКО, а сами корейцы считают ее уникальным и гениальным изобретением.

При всем великолепии транскорейской велотрассы, у нее есть и несколько недостатков, по крайней мере с точки зрения иностранца. Главный - практически полное отсутствие надписей на английском, из-за чего большая часть информации проходит мимо.

Второе - малое количество отелей на трассе, из-за чего иногда приходится ехать больше сотни километров от одного крупного города до другого. Гостиницы, в принципе, вроде бы есть, но найти их непросто, да и любой поиск - это сход с маршрута. Где-то в первой половине маршрута я так повелся на загадочный указатель, обещавший, как мне показалось, гестхаус. Но в итоге, потеряв полчаса, приехал к дому престарелых. И пришлось еще 50 километров ехать по незнакомым местам в темноте. Как оказалось, из-за ночной езды я пропустил массу интересных видов, и, что самое обидное - некую башню, обозначающую центральную точку Южной Кореи.

Третий недостаток - велодорожка идет в обход не только городов, но и достопримечательностей. В стороне остаются старинные храмы и множество других мест, достойных посещения.

Сейчас я сижу в городке Суанбо в центральной провинции Южной Кореи, знаменитом термальными водами и мясом фазана, его тут подают в восьми видах во всех ресторанах. Идет дождь, и все мотели в городе забиты велосипедистами, решившими дождаться ясной погоды. Впереди подъем на 300 метров и самый высокий перевал на маршруте, а после него - крутой длинный спуск, проходить который по мокрой дороге - не лучшая идея. За соседними столиками - евреи из Канады (они сами так представились): муж, жена и полугодовалый ребенок. Едут на велосипедах из Сеула в Пусан, а дальше - в Японию. Неподалеку - пожилая чета из Австралии, тоже следуют в Пусан, а вообще-то планируют проехать по всем четырем существующим на сегодня в Южной Корее велодорожкам, проложенным вдоль рек.