14.10.2015 11:20
    Поделиться

    Лавров обсудит вопросы сотрудничества в Арктике на встрече в Финляндии

    В среду глава российского МИД Сергей Лавров посетит Оулу - старейший город в Северной Финляндии. Здесь, на берегу продуваемого балтийскими ветрами Ботнического залива, соберутся министры иностранных дел стран - участниц Совета Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР), чтобы обсудить перспективы сотрудничества в Арктике и подвести итоги двухлетнего председательства Финляндии, которое переходит к России.

    Не допустить похолодания

    Два года назад министерская сессия СБЕР (в региональном форуме участвуют Дания, Исландия, Норвегия, Россия, Финляндия, Швеция, а также ЕС; еще 9 стран, включая США и Канаду, имеют статус наблюдателей) в норвежском Тромсе проходила совсем при других обстоятельствах. Еще не разразился политический кризис на Украине, который привел к обострению отношений между Россией и Западом. Так удастся ли избежать "похолодания" в Заполярье? В конце августа, находясь в США на международной конференции по Арктике, глава норвежского МИД Берге Бренде подтвердил: королевство сохраняет "добрые традиции сотрудничества" с РФ в регионе. И выразил надежду, что на него не распространится общее "повышение градуса конфликтности" в Европе. Этот настрой полностью разделяет и Россия, которая станет председателем в СБЕР на ближайшие два года.

    Ожидается, что и сейчас главы МИД встретятся "по-соседски". Ведь более чем за два десятилетия СБЕР стал центральной площадкой многостороннего взаимодействия в Баренцевом регионе. Эксперты "РГ" уверены: по практическим моментам сотрудничества региональные игроки всегда смогут найти общий язык, как и прежде. Это вопросы приграничной кооперации, защиты интересов коренных народов, природоохраны, рыболовства, согласования технических правил судоходства по Северному морскому пути, развития там транспортной и логистической инфраструктуры, реагирования на чрезвычайные ситуации. В начале октября спасатели из стран региона, включая Россию, приняли участие в международных учениях "Баренц Рескью-2015" на территории Финляндии. А буквально на днях наши водолазы пришли на помощь норвежскому танкеру с интернациональным экипажем (на его борту находились россияне, норвежец и поляк) и освободили винт судна, застрявший в рыболовных сетях, - чем не пример успешной взаимовыручки?

    При этом санкции ЕС, включающие запрет на поставки РФ высокотехнологичного оборудования для добычи нефти на глубоководном шельфе, ударили по совместному с западными партнерами освоению месторождений. Страдает и военно-политический диалог, учитывая членство в НАТО значительной части арктических государств. Северные страны Европы, включая нейтральные Швецию и Финляндию, регулярно участвуют в военных учениях альянса в Арктике, за которыми пристально следят в Москве. При этом коллеги Сергея Лаврова из Норвегии, Дании, Швеции, Исландии и Финляндии, которые соберутся сегодня за одним столом, еще недавно выступили с совместным заявлением о том, что "наращивание военной мощи РФ бросает вызов безопасности в Прибалтике и на севере Европы". "Хотелось бы напомнить, что в начале девяностых мы по собственной воле ушли из Арктики, оставив все наши базы, вывели военных и научный персонал. Сейчас мы не стремимся нарастить там военный потенциал по сравнению с советским периодом. Речь идет о том, чтобы вернуться хотя бы к прежнему уровню, - отметил в беседе с "РГ" международный арбитр ООН по морскому праву Владимир Котляр. - Пока же наша военная мощь в Арктике находилась на нуле, США и НАТО ее активно наращивали".

    Эксперты отмечают, что сотрудничество сильнее всего пострадало в 2014 году. "Тогда отменили встречу начальников генштабов стран Арктического совета (это еще один "полярный форум" наряду со СБЕР - прим.РГ), было приостановлено создание арктического Форума береговой охраны, не состоялись регулярные военно-морские учения России с США и Норвегией", - напомнил "РГ" старший научный сотрудник ИМЭМО РАН, эксперт РСМД Павел Гудев. По его мнению, "нынешний момент станет показательным: либо стратегическое сотрудничество в Арктике продолжится, либо верх возьмет курс на построение новых изоляционных линий вопреки общим интересам, вызовам и угрозам". А угрозы будут расти по мере таяния льдов, которое предсказывают климатологи. "С одной стороны, эти процессы приведут к активизации всех видов мореходно-хозяйственной деятельности, а с другой - к появлению в Арктике тех же рисков, что и в других морских районах: это морской терроризм, пиратство, контрабанда оружия и наркотиков", - полагает эксперт.

    Кому достанется "арктический пирог"

    Между тем конкуренция в регионе усиливается. Повышенный интерес к "арктическому пирогу" не удивителен: по некоторым данным, там может находиться до 30 процентов всех неразведанных запасов природного газа и 15 процентов нефти. На повестке снова встал вопрос о разграничении зон континентального шельфа в центральной части Северного Ледовитого океана. В 2001 году Россия первой из приарктических стран направила в ООН заявку на участок шельфа, включающий хребты Ломоносова и Менделеева. Наша первая попытка доказать, что эти районы являются продолжением материка, оказалась не вполне удачной: Комиссия ООН по границам континентального шельфа тогда отклонила заявку России "в связи с недостатком информации". И вот в августе этого года РФ вновь подала в Комиссию представление о внешних границах своего шельфа - обновленное и дополненное подробнейшими выкладками ученых. "Для обоснования прав России в этом районе использован обширный массив научных данных, собранных в ходе многолетних арктических исследований", - отметили в МИД РФ. Даже американские дипломаты похвалили российских коллег за основательную работу.

    Однако мы не единственные, кто пошел таким путем. В декабре 2014 года на огромный кусок "арктического пирога" замахнулись датчане. Дания и ее автономная территория Гренландия направили в ООН свое представление, заявив права на область площадью почти 900 тысяч квадратных километров, которая включает весь хребет Ломоносова и доходит до границ 200-мильной зоны России. На Смоленской площади рассчитывали, что Комиссия рассмотрит нашу заявку "в приоритетном порядке" уже нынешней осенью. Однако в офисе генерального секретаря ООН объявили, что это произойдет не ранее февраля - марта 2016 года. "На мой взгляд, перенос сроков - технический момент, связанный с загруженностью Комиссии, - поделился с "РГ" старший преподаватель факультета международных отношений СПбГУ, эксперт РСМД Дмитрий Тулупов. - Скорее всего, в итоге Комиссия примет нейтральное решение. Она не будет выносить однозначное заключение, что та или иная заявка более убедительна. Сказано будет приблизительно следующее: все они соответствуют критериям научной обоснованности, а окончательные границы предстоит определить заинтересованным сторонам в ходе переговоров". По словам собеседника "РГ", "здесь начнется самое интересное". "Похоже, Дания собирается использовать в борьбе за хребет Ломоносова тактику завышенных требований и готова к прагматичному торгу. В процессе переговоров изначально заявленный Копенгагеном объем претензий на шельф может быть сокращен. У датчан может присутствовать и обратный расчет: что на уступки пойдет Россия", - рассматривает возможные сценарии эксперт. По его мнению, необходимо также дождаться официального представления Канады в профильную Комиссию ООН. Там тоже могут возникнуть зоны пересечения с российскими интересами.

    Напомним, что в 2010 году соглашение о делимитации своих морских пространств в Баренцевом море подписали Россия и Норвегия, поставив точку в споре, который длился 40 лет. Специалисты по морскому праву считают, что этот прецедент мог бы стать примером для переговорщиков.
    Хотя не исключено, что в процесс попытаются вмешаться третьи игроки. "Обратите внимание, что датская сторона пока воздерживается от вступления в официальные переговоры с Россией по шельфу, - отмечает Дмитрий Тулупов. - В Вашингтоне к этому шагу могут отнестись ревностно - мол, Копенгаген хочет решить свои проблемы в ущерб евроатлантическому единству и санкционной политике в отношении РФ". Эксперт не исключает, что Дания и Канада попытаются договориться между собой о разграничении исключительных экономических зон в Арктике, чтобы потом выступить единым фронтом против притязаний России. И даже заручиться поддержкой американцев. Хотя у США нет никаких дипломатических инструментов влияния на переговоры по шельфу.

    "С американцами мы не обязаны вести никаких переговоров по вопросам разграничения шельфа в Арктике. Благодаря глупости республиканцев, которые тормозили инициативу последних четырех президентов, США так и не присоединились к Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. А потому они даже не имеют право представлять в Комиссию свою заявку", - говорит Владимир Котляр.

    "Мы подали заявку весьма своевременно. Хотя надо признать, что сейчас у нас нет ни средств, ни технологий для того, чтобы заниматься освоением шельфа в тех районах, на которые мы претендуем. Для нас это не вопрос завтрашнего дня", - отмечает арбитр. Эксперты "РГ" сходятся в том, что затягивание решения в любом случае не в интересах России. "Если "заморозить" вопрос до лучших времен, то это может создать слабое звено в системе отношений между Россией, Данией и Канадой. А это не лучшим образом скажется на сотрудничестве в регионе в целом. Чем скорее спор будет урегулирован, тем лучше, - считает Дмитрий Тулупов. - К тому же речь идет о неразведанных пока месторождениях. Всегда легче делить "пирог", не зная, сколько "начинки" кому достанется".

    На что Россия претендует в Арктике

    "Частичная пересмотренная заявка Российской Федерации на установление внешней границы континентального шельфа в Северном Ледовитом океане исходит из научного понимания, что составные части Комплекса Центрально-Арктических подводных поднятий, а именно хребет Ломоносова, поднятие Менделеева - Альфа, Чукотское поднятие и разделяющая их котловина Подводников и Чукотская котловина, имеют континентальную природу своего образования", - утверждается в новой заявке РФ, поданной в профильную Комиссию ООН.

    В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву государства устанавливают исключительную экономическую зону шириной 200 миль от берега. В случае продолжения шельфа за пределы этих границ ИЭЗ может быть расширена до 350 миль. Россия настаивает: перечисленные районы океанического дна являются естественным продолжением материковой окраины, и к ним, согласно пункту 6 статьи 76 Конвенции ООН, не применяется лимит в 350 морских миль от исходных линий.

    Авторитетно

    Владимир Котляр, международный арбитр ООН по морскому праву:

    - Заявку на расширение своего континентального шельфа в Арктике, которую подали в Комиссию ООН датчане, я бы назвал слегка нахальной. В ней они дошли до границ нашей экономической зоны. Разумеется, Дания не может всерьез рассчитывать, что ее претензии удовлетворят в таком виде. Ведь для этого датским представителям пришлось бы не только обосновать свои притязания, но и опровергнуть основательные доводы наших морских геологов, опиравшихся на результаты экспедиций (на которые мы затратили немало средств и времени - и правильно сделали). Оспорить представление российской стороны будет очень непросто. Ожидается, что в следующем году Комиссия ООН только приступит к изучению нашей обновленной заявки. Это не одномоментный процесс, он может растянуться на несколько лет. На определенном этапе неизбежно начнутся консультации, двусторонние переговоры. Причем не только России и Дании. Канада также претендует на расширение границ своего шельфа в Арктике - по крайней мере, страна вела об этом разговоры, хотя карты заявки канадцев я пока не видел. И Канада, и Дания прекрасно понимают: без диалога с Россией они вообще ничего не смогут добиться. Надеюсь, что у всех заинтересованных сторон хватит дальновидности удержать вопросы развития Арктики в стороне от конъюнктурных проблем, возникающих в других регионах.

    Поделиться