Вот, например, шахматы работы холмогорских косторезов 30-х: ладьи в форме танка, слоны - офицеры в кепи, король с ферзем - буржуа в котелках и шляпках. На соседнем стенде - ваза "Политическая", а на ней Ленин, Маркс, в овале с другой стороны - по законам античного искусства вырезанные Адам и Ева. Куратор выставки, сотрудник МДПИ Елена Алаева предостерегает от того, чтобы называть резьбу по кости "народным промыслом". По ее мнению, это всегда было искусство элитарное.
- Русский Север, Архангельск, Холмогоры - сюда отправляли из столиц политических, тут ходили иностранные суда, - говорит Елена Борисовна. - Это был один из самых развитых районов страны, тут много читали, знали искусство.
Рыбий зуб - так в тех местах называли моржовый клык, который мастера и брали в работу. Расцвет искусства мастеров из Холмогор, родины Ломоносова, одного из главных косторезных центров России, пришелся на XVIII век, с этого начинается выставка. Искусно вырезанные из моржовой и мамонтовой кости шкатулки, гребни, ларцы (в одном из таких, говорят, императрица Екатерина I хранила свои личные вещи), зеркала в резных рамах... Но более всего в первом зале впечатляют многофигурные классические и библейские сюжеты - праотцы в раю со змеей и яблоком, рядом целая, кажется, армия Александра Македонского, жертвоприношение Авраама (отец с ножом, распростертый юноша, ангел, все персонажи - в ладонь, но как живые)…
Мода на тонкие костяные гребни к концу 19 века закончилась, искусство приходит в упадок - и возрождается только с советской властью, когда в Холмогорах открывается профтехшкола, где детей учат последние дореволюционные мастера. Начинается расцвет высокого косторезного ремесла - и в краях, куда некогда проникло искусство холмогорских косторезов и там, где резьба существовала и развивалась самостоятельно. Раздел 20-50-х годов на выставке полон изображений вождей, покорителей Севера, героев гражданский войны - и, конечно, композиций из жизни северной деревни.
...Жизнь в тундре не радует разнообразием. Чукотские мастера "поют", что видят: режут на клыках упряжки оленей, вытачивают сцены охоты на медведей и моржей - и тут выборы! В деревню прилетел самолет. "Электрификация тундры" (работа мастера Васильева 47-го года), "Доставка предвыборной литературы", "Праздник в рыболовецком колхозе": эти сюжеты, казалось бы, не стоили внимания художника, но насколько же живо схвачена советская обыденность резцами косторезов из Уэлена. Борцы, схватившиеся в поединке, грузчики, достающие ящики с агитпропом из фюзеляжа самолета, лектора, азартно агитирующие за советскую власть, кажется, застыли только затем, чтоб их увидел художник - и готовы с прежним рвением продолжать свое дело.
Выставка взялась объять необъятное: музей добыл из фондов образцы и хотьковской, и тобольской, и древней чукотской резьбы, специально к вернисажу подготовили свои работы и современные мастера. Путешествия по дорогам времени привели это искусство, в конце концов, к абстрактным скульптурам из моржового клыка - и тут во главу угла встала уже не бытовая конкретика, а авторская фантазия.