15.10.2015 00:41
    Поделиться

    В дорожной отрасли назрела проблема дефицита специалистов

    Проблема дефицита квалифицированных кадров в дорожной отрасли становится все актуальнее.

    Объемы строительства растут, рынок труда в этой отрасли нуждается в квалифицированных специалистах все больше, а выпускается их все меньше. Выпускники отраслевых вузов не желают работать на дорожных стройках, так как это непрестижно.

    Эксперты уверены: выход из сложившейся ситуации есть. Нужно повышать престиж профессий, обеспечить конкурентный уровень зарплаты и привлекать на стройки именно молодых специалистов, способных применять инновационные методики.

    Национальный строительный комплекс требует огромного количества квалифицированных кадров, но за неимением таковых вынужден довольствоваться теми, какие есть, говорят в один голос эксперты. Основной вуз, который готовит кадры для отрасли дорожного строительства, - Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), дорожно-строительный факультет. Но он выпускает в основном менеджеров и управленцев, а не "рабочие руки".

    При этом количество среднеспециальных образовательных учреждений (в которых готовят как раз "рабочие руки") сокращается. В 2002 году в Москве было около 46 строительных колледжей, в 2014-м - около 10. Причины сокращения - недобор студентов, недостаток финансирования.

    "Рабочие, строительные, автодорожные специальности по-прежнему менее престижны, чем финансовые, юридические, экономические, - говорит Дмитрий Котровский, партнер девелоперской компании "Химки Групп". - Несмотря на то что найти работу юристу с высшим образованием без опыта сегодня объективно сложнее, чем выпускнику среднеспециального строительного образовательного учреждения. Все еще сохраняется негативное отношение молодежи к рабочим строительным специальностям, как к непрестижным, неперспективным, отсталым, пыльным. Кроме того, даже высшее образование не гарантирует трудоустройство, поскольку рынок труда затоварен демпингующими в своих зарплатных ожиданиях кадрами из ближнего зарубежья, квалификация которых оставляет желать лучшего. В итоге строят и реконструируют российские дороги отнюдь не россияне".

    Бизнесу выгоднее получить готового умелого специалиста, чем рисковать и вкладываться в обучение молодых кадров. Решением могло бы стать создание бизнесом целевой программы подготовки кадров для учебных заведений. Не помешала бы помощь в прохождении практики, гарантированное трудоустройство для перспективных выпускников.

    "Ряд предприятий сегодня готовят кадры под собственные нужды, заключая договоры с вузами и профильными образовательными учреждениями. Однако это делают только крупные компании, малый же бизнес лишен доступа к подобному ресурсу", - говорит Никита Исаев, директор Института актуальной экономики.

    Владимир Калинин, руководитель Группы компаний "АБЗ-1" рассказывает, что в межсезонье обучить, например, машиниста асфальтоукладчика невозможно - дорожные работы зимой не проводятся. А в сезон попросту некогда. По его мнению, необходимо создать учебные комбинаты, где можно было бы учить или переучивать кадры.

    "Мы сотрудничаем с учебными заведениями, принимаем студентов на практику, входим в состав экзаменационных комиссий, чтобы приглашать способных и мотивированных выпускников на работу. Но в "профильных" вузах - СПб ГАСУ и СПб ПГУПС студенты перегружены общеобразовательными дисциплинами, мало получают практических знаний и навыков", - говорит Владимир Калинин.

    Выпускники отраслевых вузов не желают работать на дорожных стройках, так как это непрестижно

    Основной недостаток современных выпускников - недостаточный уровень практической подготовки и неумение применять полученные знания в реальной работе. Тех 20-30 дней практики, которую проходят студенты на строительных объектах, явно недостаточно. Нужно организовывать практическое обучение в течение нескольких лет, которое может проходить в различных формах. Это могут быть выездные практические семинары на предприятия и объекты строительства, деловые игры, научно-практические конференции с участием практикующих инженеров и строителей и др.

    В общем, самое главное сегодня - поднажать и поработать над популяризацией профессии. Без хорошей рекламы, без демонстрации возможностей работы проектировщиком или инженером в крупной компании бизнес просто не привлечет специалистов в отрасль. Нужен комплексный подход в масштабах страны. Повышать престиж профессии хорошо бы еще в школе, чтобы ученики в раннем возрасте определялись со своим будущим. Для этого нужно устраивать экскурсии на предприятия, проводить лекции, старших школьников приглашать на практику и т. д.

    "Для школьника или выпускника вуза важно отождествлять свою профессию с успешностью, популярностью в обществе, инновационностью. На это также нужно делать ставку. Студент должен понимать, что, поступив на предприятие после института, он в течение 7-8 лет сможет дорасти, например, от инженера до ГИПа. А это и довольно высокая зарплата, и премии по итогам реализации проектов. В итоге к 28-30 годам существует реальная возможность приобрести квартиру, дом, хороший автомобиль. Особенно с учетом развитого кредитования. Если этим не заниматься, то мы в дальнейшем, как и в прошедшие 20 лет, будем испытывать реальный дефицит кадров. Причем не только в автодорожном строительстве, но и в целом в промышленности", - говорит Владимир Ступников, президент iMARS, член РСПП, директор по связям с общественностью Национальной Ассоциации Инжиниринговых Компаний.

    По данным Аналитического центра HR Data, 70 процентов выпускников, получивших образование по строительным профессиям, работают в строительной сфере по полученной или смежной специальности. При этом общая статистика рынка говорит, что только 35-40 процентов выпускников российских вузов работают по полученной профессии.

    "Работа в дорожном строительстве - это нелегкий труд, для большинства специалистов это работа "в поле" (на объекте), а не в теплом офисе. Проживание часто не дома, а в общежитии. Поэтому популяризация профессий здесь во многом будет зависеть как от зарплаты, так и от условий труда и отдыха для работников. Пока же мы видим, что средний уровень зарплат в строительстве уступает среднему уровню зарплат в целом в экономике. По данным Росстата, в июле 2015 года среднемесячная начисленная зарплата в строительстве составила 30,8 тысячи рублей, тогда как в целом по всей экономике - 33,9 тысячи", - говорит Валерия Чернецова, руководитель консалтингового направления Аналитического центра HR Data.

    Поделиться