Новости

15.10.2015 00:22
Рубрика: Общество

Автолет профессора Енаева

В провинциальном вузе придумали летающую машину
Кто из нас, проклиная нескончаемые пробки, не мечтал взлететь ввысь, к облакам, где нет светофоров и не ведутся дорожные работы? Каждая мечта рано или поздно обретает явь. На кафедре автомобильного транспорта Псковского госуниверситета уверены, что автолет, который сконструирован здесь и даже запатентован, полетит не позднее чем через 10 лет. Студенты приступили к постройке действующей модели, чему был свидетелем ваш корреспондент.

Найти нужных людей в эти дни в Псковском государственном университете непросто. На носу день рождения вуза. Предпраздничная суматоха. Надо подготовиться и к спортивному празднику, и к торжественному заседанию, да еще нормы ГТО сдать. Настроение приподнятое, но репетиции, тренировки... Директор департамента информационной политики ПГУ Надежда Вальнер все же нашла время для меня и проводила на кафедру, где рождается чудо-автомобиль.

На стенах до боли знакомые плакаты. Я по таким учился еще в автошколе ДОСААФ. Двигатель внутреннего сгорания в разрезе. Можно покрутить ручку - и поршни с клапанами задвигаются. Неужели ничего не изменилось за последние 30 лет в автоделе? Те же коленвалы, помпы и стартеры.

Но меня ждал сюрприз. На кафедре изобрели... колесо! Аспирант Степан Манфановский и инженер Анастасия Симакова демонстрируют изобретение. С виду колесо от "жигуля". Но между ободом и осью прозрачный полиуретан с отверстиями для лучшей амортизации.

- Это колесо не требует сложной и тяжелой подвески с пружинами и амортизаторами, - рассказывает аспирант-изобретатель. - Кроме этого до минимума снижается неподрессоренная масса, что хорошо влияет на управляемость и другие характеристики автомобиля. Упругий элемент на основе полиуретана вместе с пневматической шиной эффективно гасит удары от неровностей дороги. Срок службы такого колеса около 5 лет при ежегодном пробеге в 15 тысяч километров. Сейчас идут испытания. Хотите посмотреть?

- Мне бы на автолет глянуть...

- Так это колесо скорее всего и будет установлено на автолет! Там каждый килограмм на счету. А тут какая экономия в весе!

В кабинет зашел сам профессор Александр Енаев. В руках у него были чертежи и маленький картонный макет летающего автомобиля.

- Все началось 10 лет назад, когда я поехал к теще, - вспоминает профессор. - Живет она у меня в поселке Мама. Это 400 километров от Иркутска. Летел на Ан24, переправлялся на пароме, потом гусеничный вездеход. Тогда и появилась идея: был бы летающий индивидуальный транспорт, я давно бы уплетал блины, вместо того чтобы трястись по бездорожью. Так я "заболел" этой идеей. В Москве есть некоммерческое партнерство "Летающий автомобиль". Руководитель - известный ученый, инженер и автор книг Анатолий Дербарендикер связался со мной и предложил попытаться изобрести автолет. Мы вместе со студентом Виктором Белокрыловым приступили к работе. Он сейчас проходит службу в армии. Артиллерист.

Говорят, первый летающий автомобиль был сконструирован еще в 1917 году американской компанией Curtiss Aeroplane & Motor. Во время Второй мировой войны был придуман легкий вертолет Rotabuggy на базе внедорожника Willys с нарощенным деревянным хвостом. Но опытный образец так и не стал прототипом автолета. В наши дни и в Америке, Европе и Японии запатентованы и даже опробованы образцы автолетов. Но массового выпуска пока не предвидится. В чем же дело?

РГ/Антон Переплетчиков/Юрий Снегирев

Любое транспортное средство, работающее в двух средах, это дитя компромисса. На самолете, пусть даже очень маленьком, не будешь ездить, поднимая винтами пыль и мусор по дорогам общего пользования. Да и джип с привязанным деревянным хвостом никогда не выполнит фигуру высшего пилотажа. Похожая судьба и у амфибий. Тяжелые, с гребными винтами и герметичным корпусом, они и на дороге рекордов не ставят, и на воде им противопоказано даже небольшое волнение. Зарубежные образцы автолетов тоже имеют существенные недостатки. Например, складные крылья или вертолетные лопасти. Мало того что скорость такой машины ограничена. Там еще плохая обзорность и повышенная парусность (машину может перевернуть при сильном боковом ветре. - Ю. С.). Чтобы взлететь, нужно ехать на ближайший аэродром, раскладывать крылья, потом разбегаться. Ну и посадить машину у дома на лужайке не получится, если она не самобегающий вертолет. Как показали испытания, про топливную экономичность лучше забыть. Одним словом, потребительские качества для обычной жизни отсутствуют. Современный автолет - это экзотическая игрушка, которой можно похвастать перед друзьями-мультимиллионерами.

В Пскове решили идти своим путем. Здесь придумали, как доставить пассажира от порога к порогу, минуя пробки и прочие дорожные неприятности.

- Наш автолет с виду обычный автомобиль с такими же габаритами. Вместо крыльев у машины четыре винта, не выходящие за периметр корпуса, - раскладывает чертеж Александр Андреевич. - Задние винты соосные. Работают от электромоторов. Вы представляете, как летает квадрокоптер? Дается большее напряжение на один винт - и он поворачивает в определенную сторону. Наша машина едет по дороге в общем потоке. Впереди пробка. Пилот или водитель - как кому удобнее называть - включает воздушные винты. Машина поднимается словно вертолет или самолет с вертикальным взлетом. Нам нужно лететь вперед? Пожалуйста! На задние соосные винты подается большее напряжение. Корма задирается, и машина, словно квадрокоптер, идет прямо по курсу. Повернуть? Для этого два передних винта. Даем на один из них большее напряжение - и мы поворачиваем в нужную сторону. Это вам ясно?

- А если гроза, молния?

- В грозу даже малая авиация не летает. А от молнии не застрахован и обычный автомобиль.

- Сколько ваш автомобиль будет давать по трассе?

- Расчетная максимальная скорость 145 км/ч. В воздухе около 200...

- А мощность двигателя какая? Это я о налоге думаю.

- Не волнуйтесь, по расчетам, 140 л.с. вполне хватит, чтобы перемещать двух человек и 50 кг груза на расстояние около 400 км.

- Расход топлива?

- 12,64 литра на 100 км по трассе с максимальной скоростью. А в воздухе мы рассчитали, что аппетит будет около 20 литров. Опять-таки, если встречный ветер, то больше. Тут уже законы авиации действуют.

На столе у профессора книги по теории вертолета. Приходится учиться на ходу, то есть на лету - кому как удобнее.

- Ну и самый главный вопрос: сколько будет стоить автолет при серийном выпуске?

- Думаю, что-то около 3 миллионов рублей в нынешних ценах.

- Получается, как хороший внедорожник. Но вот что меня беспокоит. Вы представляете блондинку за штурвалом автолета? Если автомобиль - источник повышенной опасности, то летающий - в кубе!

- Когда появились первые автомобили, извозчики тоже скептически относились к новшеству. Сколько было статей в газетах! Сколько было копий сломано! Невиданная доселе скорость! Самобеглые коляски представляют угрозу для человечества - так преподносилась новинка. Но прошло каких-то 10 лет - и мир уже не смог существовать без авто. Так что не будем извозчиками. Подождем 10 лет.

Ждать придется не только из-за того, что общество не готово к небесным автомобилям и не все блондинки знают, что такое летный минимум. Современные технологии пока не позволяют подняться псковскому чуду в воздух. При заявленной массе в 1000 кг емкости даже самых современных аккумуляторов не хватит, чтобы преодолеть даже несколько метров. В автолете применена довольно сложная схема передачи крутящего момента. В носу машины установлен современный бензиновый двигатель. От него через сцепление и коробку передач крутящий момент передается на передние ведущие колеса, как у "Лады-Гранты". Это на земле. А чтобы подняться в воздух, двигатель переключается на генератор - и электроэнергия поступает на воздушные винты. Но не напрямую, а через два аккумулятора, вмонтированных в днище. Вот в них-то все и дело. Кузов уже сейчас можно склеить из сверхпрочного и сверхлегкого углеволокна. Использовать бесподвесочные колеса-амортизаторы аспиранта Манфановского. Но батареи! Они тяжким грузом висят на проекте.

- А нельзя без батарей?

- Батареи - это страховка и безопасность, - вздыхает профессор. - А если вдруг двигатель заглохнет? Вертолет сядет на авторотации. Самолет спланирует до ближайшего поля или водоема. Автолет же камнем пойдет вниз.

- А вы парашют приделайте в машине, - внес бесценное рацпредложение и я.

- Пока об этом еще рано думать. Вот настанет период испытаний...

Передо мной патент N 2551300 на "Автомобиль с летными эксплуатационными свойствами". Действует до 2034 года. Он среди наглядных пособий середины прошлого века - как летающая тарелка в жилище пещерного человека. Настанет ли он вообще - этот период испытаний? Сколько патентов пылится без дела...

- Конечно настанет! - уверяют меня студенты профессора Енаева Денис Прокофьев и Максим Васильев.

Студенты пришли строить действующий макет. Пока только на электродвигателях и радиоуправлении. По скромным подсчетам, уйдет у них на работу не меньше семестра. Надо не только винты и двигатели с батареями подобрать. В принципе сойдут и от квадрокоптера. Надо разработать оригинальный алгоритм системы управления. Вот это задача, которая тянет на диплом. Студенты немногословны. Им работать надо, а тут столичный репортер.

- Кем будете, когда университет окончите?

- Можно работать инженером в автохозяйстве. У нас в Пскове большой автобусный парк. Там специалисты нужны. Или менеджером по грузоперевозкам, - говорит обстоятельный Максим.

- А вот это изобретение... Какое отношение оно имеет к эксплуатации автобусного парка?

- Понимаете, автолет - это мечта. Красивая и прекрасная, - сияет Денис. - Мы свою работу сделаем. На наше место придут другие. Я уверен, что лет через десять меня пригласят на торжественные испытания нашей общей машины.

Ребята надели синие халаты и отправились к сверлильному станку размечать контуры будущего макета. За стеной кряхтел аспирант Манфановский. Он таскал 50-килограммовые мешки с гравием и загружал в автомобильный прицеп. Потом поднимал его лебедкой и резко отпускал. Приборы записывали колебания. Кто сказал, что науке не нужны грузчики? Шел очередной этап испытаний колеса с амортизирующей вставкой. А в соседней лаборатории доводили до ума двигатель с внешним подводом тепла, который работает и на мазуте, и на угле, и на дровах. Разработан по заказу одной известной газодобывающей компании. Фотографировать там нельзя. Изобретатели опасаются промышленного шпионажа. Кстати, а легкие и емкие батареи для автолета, я уверен, скоро будут изобретены. Достаточно посмотреть на эволюцию сотового телефона и ноутбука.

В Пскове всего 200 тысяч населения. Город до сих пор жил туризмом. Рядом Пушкинские Горы, Печерский монастырь, Изборск. А тут под боком рождается чудо XXI века. Строго между нами: если псковский автолет и не полетит, он свою задачу уже выполнил. Десятки студентов заразились этой идеей. Сомнений нет - из них вырастут настоящие инженеры. Тут главное, не бросить автолет на полдороге. И верить в мечту.

Конкретно

Технические характеристики

Длина: 4500 мм.

Ширина: 2200 мм.

Снаряженная масса: 1000 кг.

Максимальная скорость:

на земле 145 км/ч,

в воздухе 200 км/ч.

Максимальный потолок: 1500 м.

Мощность ДВС: 140 л.с.

Расход топлива:

на земле 12,6 л/100 км,

в воздухе 20 л/100 км.

Полезная нагрузка: 200 кг.

Максимальная дальность

полета: 400 км.

Ориентировочная стоимость:

3 000 000 руб.