О его необходимости говорили еще в советские времена, но после того, как Крымский полуостров вернулся состав России, стало ясно, что тянуть больше нельзя. Специалисты и эксперты в самых разных областях приняли участие в разработке проекта. Он уникален в своем роде: пройдя через существующую пятикилометровую дамбу и остров Тузла, мост свяжет российские полуострова Таманский и Крым. Госконтракт на проектирование и строительство был подписан в феврале этого года между ФКУ Упрдор "Тамань" и компанией "Стройгазмонтаж". Результаты исследований и конструктивное решение по мосту находятся на рассмотрении в Главгосэкспертизе РФ, а пока на двух берегах пролива активно ведутся подготовительные работы и возводятся временные переходы, которые позволят возводить мост одновременно по всему фронту строительства.
Закладку памятного камня приурочили к открытию первого такого перехода. В торжественной церемонии приняли участие вице-премьер Дмитрий Козак, руководитель Федерального дорожного агентства Роман Старовойт, губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев и глава Республики Крым Сергей Аксенов.
Сначала с борта вертолета они осмотрели производственные площадки, формируемые на двух берегах Керченского пролива.
- Все идет в графике, несмотря на то, что здесь, в узком коридоре, практически на одной площадке работают различные подрядные организации. Все скоординировано. В марте прошлого года был создан специальный межведомственный штаб при министерстве строительства, - рассказал Дмитрий Козак.
Строительство первого вспомогательного моста началось еще в апреле. Он соединил таманскую сторону и остров Тузла. Автомобильная дорога пройдет по одноименной косе, промоины которой еще в 2003 году укрепили с помощью дамбы. 12 лет назад ее строительство вызвало резко негативную реакцию на украинском берегу. Предполагалось соединить косу Тузла с островом, но тогда работы были остановлены.
И вот теперь добраться до острова можно не только по воде, но и по суше. Для этого было установлено 58 опор: сваи погружены на глубину до 56 метров. Проезд по мосту на грузовом автомобиле занимает не более пяти минут, пешком - 15 минут.
Новая трасса пройдет по территории Таманского полуострова, с востока на запад. Она начнется в районе существующей автомобильной дороги М-25 Новороссийск - Керченский пролив и закончится на стыке с мостом через Керченский пролив.
Роман Старовойт подчеркнул, что начинается стройка большого и важного объекта не только для Краснодарского края, но и для всей России. Здесь будет начинаться подъездная дорога к Керченскому мостовому переходу, а это 40 километров автодороги первой категории, расчетная скорость движения - 120 километров в час, по трассе будет проходить до 40 тысяч автомобилей в сутки, акцентировал глава Росавтодора.
- Правительство все свои обязательства, которые должны были предшествовать началу стройки, выполнило, теперь слово за вами, строители, - сказал вице-премьер и дал старт строительству.
К работе приступили рабочие и более 20 единиц тяжелой строительной техники: бульдозеры, экскаваторы, автогрейдеры. Планируется, что к концу 2018 года дорога будет открыта.
Автодорога к Керченскому мостовому переходу обеспечит бесперебойное движение грузов как с территории края в Крым, так и в обратном направлении. Кроме того, новая дорога за счет развязок позволит направить потоки большегрузного и транзитного транспорта в обход населенных пунктов, связав их уличную сеть с новой транспортной инфраструктурой Таманского полуострова.
Заказчиком объекта выступает ФКУ Упрдор "Черноморье" Федерального дорожного агентства, подрядчиком - "Дорожная строительная компания".
- Общий вес металлоконструкций, которые были использованы при строительстве рабочего моста, превышает 3,5 тысячи тонн, - поясняет начальник управления по специальным проектам компании "Стройгазмонтаж" Леонид Рыженькин. - Теперь мы сможем круглосуточно поставлять материалы для последующих этапов строительства. Уже сегодня приступаем к сооружению рабочего моста со стороны острова Тузла к корабельному фарватеру, а прокладка третьего моста со стороны Керченского полуострова уже началась.
Хотя рабочие мосты возводятся вне зоны интенсивного судоходства, для безопасности мореплавания в акватории Керченского пролива в ночное время они будут освещены сигнальными огнями.
Интерактивная презентация проекта строительства Керченского моста прошла на форуме в Сочи. Компьютерные дизайнеры воплотили в 3D-графике идеи инженеров-проектировщиков и создали объемное изображение моста в Крым. Зрелище, надо отметить, впечатляющее. В миниатюре были представлены судоходные арочные пролеты. Оригинальные размеры этих конструкций - ширина 227 метров и высота над водой 35 метров.
В декабре 2018 года планируется открыть движение по Керченскому переходу в рабочем режиме. В первой половине 2019 года, после завершения всех пуско-наладочных работ и благоустройства территории, мост будет введен в эксплуатацию.