Не золотые ворота
С начала девяностых годов он стал популярным местом не только у туристов, спешащих на встречу с шедевром древнерусской архитектуры, но и у любителей отдохнуть на фоне памятника. Среди желающих испробовать шашлык, поджаренный на костре под старыми вязами, было не принято убирать за собой, и в конце лета добровольцы собирали по несколько грузовиков отходов. Уникальное разнотравье вдоль и поперек распахали автомобильные шины.
А ученые ужасались: видовой состав растительного покрова луга обеднел почти на 20 процентов! Из 200 видов растений "в живых" остались не более 160. Если не остановить стремительную деградацию, утверждали они, на месте чудесного разнотравья возникнет заболоченная территория, а один из символов России - церковь Покрова на Нерли - закроет дикий кустарник.
Устав отмахиваться от критики, областные власти в 2003 году приняли решение учредить историко-ландшафтный комплекс регионального значения "Боголюбовский луг - церковь Покрова на Нерли". Как сказано в положении, "цель образования государственного ИЛК - комплексная охрана памятника архитектуры федерального значения и прилегающего к нему ландшафта". А вскоре директором ИКЛ был назначен Владимир Андреев, заместитель председателя областного комитета по физической культуре, спорту и туризму.
- Я увидел кучу палаток, шалаши, костры с шашлыками, бутылки, полуголых людей - и вместе с двумя инспекторами начал наводить порядок, - вспоминает он.
Для этого первым делом нужно было перекрыть дорогу транспорту. На луг можно было проехать единственным способом - через тоннель под железнодорожной насыпью, так называемую "трубочку". Нетрудно представить возмущение, которое испытали перед закрытыми воротами автолюбители, привыкшие отдыхать на природе с шашлыками и водкой. Правда, это состояние было недолгим. Замок сорвали, ворота открыли.
- В месяц мы меняли до 20 замков, - рассказывает Андреев. - Их ломали, срезали. Каждый день инспектор начинал работу с ворот. Если они сломаны, а замки срезаны, сразу вызывал сварку.
Дороги к храму
Возрождение луга начали с благоустройства туристической тропы к храму. Утвердили в обладминистрации проект, провели изыскания. Не обошлось без противников, в том числе и в администрации поселка Боголюбово, на территории которого расположен памятник. Дескать, веками люди ходили через луг по тропинке, протоптанной предками, зачем же ломать традицию?
Длина тропы всего 1280 метров. Но в первый год камень положили на 150 метрах. Не стали рисковать и проверили, не размоет ли его в половодье. Луг весной заливает так, что до храма можно добраться только на лодке. Эксперимент прошел успешно, и тропа из камня выдержала уже не один разлив. В сезон по удобной, грамотно вписанной в ландшафт тропе из природного камня проходят свыше 120 тысяч туристов.
Раньше к лугу ходили от станции прямо через железнодорожные пути, теперь - по надземному переходу. И у этого впечатляющего сооружения высотой более 20 метров тоже очень хлопотная история.
- В конце 2006 года приезжают представители Горьковской железной дороги и говорят: "Нужна ваша подпись по согласованию реконструкции моста через Нерль и полотна железной дороги в связи с пуском скоростного Сапсана", - рассказывает Владимир Андреев. - Я подписи не поставил: нужно согласовать с попечительским советом. Начали обсуждать и пришли к выводу, что необходимо строить пешеходный мост через железнодорожные пути.
Для безопасности туристов железнодорожное ведомство возвело уникальный надземный переход с лифтами. Построили хозяйственный проезд. В плане развития луга он "стоял" еще с 2005 года: ширина 3,5 метра, покрытие из булыжника. Без него было очень трудно наладить нормальное обслуживание храма, луга, да и туристов. Как-то в дождливое время с купола Покрова слетела кровля, а подъехать сюда - была проблема. У туристки случился сердечный приступ, еле успели довезти до больницы...
И хотя под актом выбора земельного участка под размещение хозпроезда стояли 16 подписей, без конфликта не обошлось. Воспротивились владимирские ботаники, считающие, что хозяйственная дорога нанесет большой ущерб уникальной экосреде луга. Начались многочисленные проверки.
- Скандал все нарастал, чтобы сдать дорогу быстрее, камень укладывали зимой в палатках, - подчеркивает Андреев. - Она спроектирована так, что его с луга ее видно, и сняла вопросы по обеспечению хозяйственной деятельности храма и луга. А главное, территория историко-ландшафтного комплекса стала действительно особо охраняемой.
Инициатива наказуема?
...А потом пришли следователи. С мая 2010 года против Андреева было возбуждено два уголовных дела - за превышение полномочий и за мошенничество. Транспортная прокуратура инкриминировала ему ущерб, нанесенный железнодорожникам от платной автомобильной стоянки, на сумму 1566000 рублей.
- Раньше на стоянку приезжали бандиты, собирали дань с водителей, и это никого не волновало, - недоумевал директор.
Комплекс - муниципальное учреждение Суздальского района. И районный бюджет покрывает ему только расходы на зарплату. На все остальное деньги приходится зарабатывать. Однако ни положение о платных услугах, ни прейскурант цен, утвержденные на попечительском совете, не стали аргументом для следователей.
- На протяжении многих десятков лет музей-заповедник, культурная общественность Владимира боролись за сохранение и цивилизованное содержание Боголюбовского луга, - подняла свой голос в защиту Владимира Андреева президент Владимиро-Суздальского музея-заповедника почетный гражданин области Алиса Аксенова. - Сколько мы ни старались, не могли добиться решения этого вопроса. И только с образованием дирекции историко-ландшафтного комплекса дело было сдвинуто с мертвой точки. Так о каком превышении должностных полномочий может идти речь?
Но ни обращение известного деятеля культуры, ни даже официальное письмо из дирекции Горьковской железной дороги, в котором претензию на сумму 1566000 рублей она отзывала в связи с отсутствием предмета спора, не впечатлили следователей. На протяжении четырех лет длилась эта история. Не найдя весомых доказательств "преступной" деятельности директора, ему предлагали закрыть дело то за примирением сторон, то за давностью срока. Однако Андреев компромисс отверг. В конце концов Октябрьский районный суд Владимира вынес решение - за отсутствием состава преступления дело прекратить, с признанием права на реабилитацию.
Очевидно, что с красотой белокаменного храма резко контрастирует высоковольтная линия, проложенная прямо через луг. О ее неуместности речь ведется уже много лет. И вот наконец-то проблема начала сдвигаться с мертвой точки. Луг попал в федеральную программу, и в 2018 году ЛЭП будет перенесена. Ожидаются и другие перемены.
- Здесь произрастает свыше 200 наименований трав, - рассказывает Владимир Иванович. - Люди спрашивают, где их посмотреть. Планируем проложить экологическую тропу, где ботаники и экологи будут их показывать. В планах - создание водного маршрута от Успенского собора по Клязьме, с заездом на древнюю стоянку человека Сунгирь, до места слияния Клязьмы и Нерли у храма Покрова...
Но прежде нужно решить вопрос с пожароопасностью. Каждый год знаменитый луг горит. Прошедшее лето - не исключение. Проблема упирается в самом прямом смысле в землю.
В 1967 году, когда луг площадью около 170 гектаров, расположенный в междуречье Нерли и Клязьмы, стал заповедной зоной, он принадлежал колхозу. Правда, в то время охраняемые государством территории не могли отдаваться в паи колхозникам. И войдя в историко-ландшафтный комплекс, он так и остался собственностью хозяйства, преобразованного из колхоза в СПК "Новосельский".
- Это земли не наши, и косить на них я не имею права. Но если не скосим, будет сухостой, и огонь не остановить - объясняет Андреев. - Ну, а сами ручными бензокосами мы в состоянии скосить только треть луга. Начинаю искать, кто скосит: СПК "Новосельский" отказывается, во "Второве" говорят, что все скосили, больше не нужно, спад поголовья. На следующий год обращаюсь в "МЮД" - то же самое. Земля не моя, храм не мой. Но я здесь самый крайний и за все спросят с меня!