16.10.2015 19:55
    Поделиться

    В Пермском крае за год на четверть снизилось число незаконных вырубок

    Эта история началась около полутора месяцев назад. Садовод Иван Семенович, заслышав в соседнем лесу звук бензопилы, пошел поинтересоваться, кто и зачем вдруг начал валить деревья.

    Да еще так близко к городу, в Пермском районе, всего в получасе езды от центра краевой столицы. Лесорубы, на которых он наткнулся, сообщили, коротко хохотнув, оторопевшему пенсионеру, что здесь в скором будущем построят торговый центр.

    Повод для кривотолков

    Слухи о том, что вдоль дороги, ведущей на популярный лыжный курорт Жабреи и в одноименное село, построят то ли новый "богатый" коттеджный поселок, то ли супермаркеты, начали расти как на дрожжах. Тем более что за первой вырубкой появилась вторая, за ней - третья, четвертая.

    Причем деревья неизвестные валили с использованием профессиональной техники, и под нож шло все - на месте только что шумевшего смешанного леса образовались пустыри. На профессиональном языке это называется "сплошной рубкой". После того как стволы сложили в огромные штабеля, их начали вывозить спецтехникой, которая тут же покрыла асфальтовую дорогу жидкой глиной. Соответственно многочисленные дачники-автомобилисты тоже начали крыть лесорубов.

    Под "нож" шло все - на месте только что шумевшего смешанного леса образовались пустыри.

    Масла в огонь возмущения садоводов и селян добавили нефтяники - они задумали тянуть в районе рубок новый трубопровод. В общем, тихий уголок превратился в настоящую индустриальную зону.

    В природоохранную прокуратуру Пермского края посыпались заявления от бдительных граждан, несколько обращений поступило и в "Российскую газету".

    В соответствии с законом

    - Итак, смотрим: вот у нас шесть заездов на наши вырубки, вот в наличии лесная декларация, утвержденная министерством природных ресурсов края, - рассказывает во время инициированного "РГ" оперативного выезда на место вырубок заместитель директора подрядной компании Константин Серебреников. - Мы выполняем здесь рубку по договору с фирмой-арендатором "Красный Октябрь", которая занимается переработкой и производством пиломатериалов. Сейчас находимся возле тринадцатого и двадцатого выделов. Всего по дороге в Жабреи у нас еще семь подобных, плюс один рядом с поселком Лесоучасток. Он был использован для проведения конкурса профмастерства "Лесоруб-2015".

    На руках у подрядчика - полный пакет документов, подтверждающих, что лесоповал идет на законных основаниях. Как отметил Серебреников, такие же участки эксплуатационных лесов растянулись широкой полосой вплоть до поселка Ляды - а это километров десять по прямой. Их лесоустройство было проведено еще в 1992 году, и пришла пора производить вырубку.

    - Здесь мы наблюдаем спелый перестойный лес. Согласно декларации, вырублено 484 кубометра на участке № 13 и 482 - на делянке № 20. Все расписано по породам - сколько ели, сколько пихты, сколько липы и березы. На самом деле я понимаю, почему люди начали возмущаться - эти участки находятся на виду у всех. Сейчас мы уже ушли в глубь леса и работаем там, - рассказывает руководитель. - Хочу отметить, что мы платим за эти участки арендную плату вне зависимости от того, рубим мы или не рубим. Конечно, можно начать освоение откуда-нибудь из Тьмутаракани, к примеру, с участков за испытательным полигоном моторостроительного завода имени Свердлова. Но проблема в том, что летом туда просто не добраться. Что до этих выделов, то на них и породный состав не самый лучший - липа, береза. Это низколиквидная в коммерческом смысле древесина.

    Специалисты отмечают, что качество срубленных кубометров, как говорится, так себе.

    - У березы и липы начала гнить сердцевина, - показывает начальник отдела лесного хозяйства "Красного Октября" Николай Головин. - По моему мнению, этот лес надо было рубить еще лет двадцать назад. Здесь только ель хорошая, остальное плохое.

    - А по поводу дороги... Что поделать, да, лесовозы выносят грязь, так как лето было очень сырым и осень не отстает. Мы пытаемся решать проблему - на выездах дежурит специальный работник и выбивает, насколько это возможно, глину из колес, - отмечает Константин Серебреников. - Но ведь не поставишь здесь автомойку, верно? Будем искать выход из ситуации вместе с районным управлением благоустройства.

    За теми ли гоняемся?

    Как сообщили "РГ" в лесничестве Пермского района, в настоящее время на территории муниципалитета работают 11 арендаторов. И закон вынуждает их быть крайне добросовестными лесопользователями. Даже обычная санитарная, не говоря уж о сплошной, рубка - это целая цепь согласований. Вызов лесопатологов, составление описи, заявка в министерство. И это только начало.

    Затем к арендатору прибывают лесники - проверить, насколько корректно проведена опись. По результатам заявку либо включают в перечень разрешенных к исполнению, либо нет. Следом делаются проект освоения лесов, его экспертиза, декларация, лесоотвод. При этом если арендатор не выполнит предписанные работы, то на следующий год ему не согласуют новые и оштрафуют.

    - Всем почему-то кажется, что наша работа - пьяную бригаду загнать да денег нарубить. Нет, это время давно прошло. Лучше бы граждане воевали с черными лесорубами, а не с нами, так же бы в газеты обращались, в полицию, - говорит подрядчик. - Потому что мы ответственные арендаторы и заинтересованы в том, чтобы тут был порядок. А сейчас в лесах шалят - будь здоров. Чем больше становится поселков и садоводческих кооперативов, тем больше незаконных рубок.

    Их в районе действительно хватает. Во втором квартале 2015 года в лесах муниципалитета выявлено 11 случаев. Черные лесорубы вывалили почти 1,3 тысячи кубометров леса почти на 13 миллионов рублей.

    - Здесь всегда эта проблема была. Выявляем такие случаи по мере возможности, - рассказывает заместитель директора ГКУ "Пермское лесничество" Евгений Бобров. - Но, надо отметить, что именно незаконных промышленных рубок давно не было. Рубят понемногу - то там 10 деревьев, то тут 30. Естественно, мы постоянно патрулируем. Но, смотрите сами, у нас всего пять участковых лесничеств в составе головного, и в каждом работает до пяти человек. Понятное дело, что каждого за руку не схватить. Но мы стараемся.

    Ростки будущего

    Кстати, вырубленные участки "лысыми" не останутся. Комплекс мер, направленных на скорейшее восстановление леса, уже разработан.

    - Система здесь следующая: вот они сейчас рубку закончили, и представители лесничества будут у них ее принимать. Проверят, нет ли нарушений, не вылезли ли с рубкой за границы участка, сохранен ли подрост (молодые деревья), определят, нужны ли искусственные посадки, - перечисляет Евгений Бобров. - Если у нас будут замечания, то арендатора ожидают штрафы.

    На вырубке, которая вызвала шквал негодования, так называемый подрост оставлен очень крепкий. Буквально через несколько лет здесь появится молодой лес. А вот на других участках, судя по всему, арендатору придется немало потрудиться и посадить лесные культуры самостоятельно.

    Справка "РГ"

    За полгода в Прикамье выявлено 175 случаев незаконных рубок древесины (за тот же период 2014 года - 227 эпизодов). Сумма ущерба составила 68,6 миллиона рублей. Объем незаконно добытой древесины составляет почти 11 тысяч кубометров, что почти на 3 тысячи больше, чем в предыдущем году. Возбуждено 146 уголовных дел, по которым привлечены к уголовной ответственности 43 человека.

    Кстати

    По сообщению краевого минприроды, на территории Прикамья официально закрыт пожароопасный сезон 2015 года. С начала года зафиксировано 54 лесных пожара на площади порядка 940 гектаров. При этом 49 пожаров, то есть 97 процентов от общего количества возгораний ликвидированы в течение первых суток. Вместе с тем, в городских лесах краевого центра с начала года не зафиксировано ни одного пожара.

    Поделиться