15.10.2015 07:36
Поделиться

Курганским художникам предложили платить за аренду картинами

Власти Кургана отказались передавать художникам муниципальные помещения для мастерских в безвозмездное пользование, а за аренду предложили рассчитываться произведениями искусства.

Под дамокловым мечом

Художник-монументалист Борис Орехов заканчивает работу над скульптурной композицией "Белочка-умелочка" - литературным брендом Кургана. Лесная красавица из сказки местного поэта Леонида Куликова вышла миниатюрной - всего полметра ростом, зато с большим пушистым хвостом. Пока она выполнена в гипсе, но совсем скоро наденет бронзовый наряд. Для этого художник повезет гипсовую модель в Екатеринбург или Нижний Тагил: еще не определился. В Кургане тоже можно отлить скульптуру, но здешние заводы просят за эту услугу в два раза больше, чем свердловские литейщики.

"Белочка-умелочка" сделана по муниципальному заказу по программе "Любимый город". Эскиз бренда победил в большом конкурсе, в котором участвовали даже мастера из Москвы и Петербурга, но курганцам повезло больше. Художники не скрывают: получить любой заказ - большая удача, он позволяет какое-то время безбедно существовать, рассчитываться за аренду мастерских и коммунальные услуги. Но заказы поступают редко, собственные картины раскупаются плохо, поэтому платить по счетам нечем. Вот и в этом году Курганское региональное отделение Союза художников России уже задолжало за аренду мастерских 248 тысяч рублей. Долг висит как дамоклов меч, нагоняя мрачные мысли, ведь в любой момент художники могут остаться без крыши над головой.

Мастерские принадлежат администрации города. Художники арендуют шесть муниципальных помещений общей площадью 1,5 тысячи квадратных метров. Все они расположены на первых этажах жилых пятиэтажек. Каждый год Союз художников заключает с мэрией договор. Как общественная организация курганское отделение имеет право на льготы и платит за мастерские 10 процентов от базовой арендной ставки. В прошлом году это был всего лишь рубль за квадратный метр, нынче стоимость резко подскочила: часть помещений насчитали по 18, а часть по 32 рубля за квадрат. За год набегает 530 тысяч. Если учесть, что каждый художник отдельно сам оплачивает коммунальные услуги, приобретает краски, кисти, мольберты, то содержание мастерских становится неподъемным ярмом. Но и без них не обойтись. Почти половина из 58 членов союза и так работает дома.

Власти пояснили: мэрия вынуждена поднять ставку из-за взносов на капремонт (6 рублей 97 копеек с квадратного метра). Но, если для художников это слишком дорого, закон позволяет оформить льготу, и тогда сумма арендной платы снизится до 298 тысяч рублей в год. Правда, чтобы получить преференцию, не должно быть доходов от коммерческой деятельности.

Какая польза от художников

Преференция - это, конечно, хорошо, рассудили живописцы, но она не решит проблемы, только даст временную передышку, поскольку договор аренды заключается каждый год. Поэтому художники обратились в городскую думу с просьбой передать им мастерские в безвозмездное пользование. В конце концов, когда-то они вообще принадлежали курганскому отделению Художественного фонда России. В 1990-х годах фонд ликвидировали, художники вовремя не сориентировались и не оформили свое право на имущество. Поэтому помещения благополучно отошли муниципалитету. Теперь, конечно, кусают локти, но сделать ничего не могут. Разве только в суд обращаться… Но на это, во-первых, тоже нужны деньги, во-вторых, нет уверенности, что выиграют дело.

Между тем глава города Сергей Руденко поддержал идею безвозмездного пользования, рассудив, что муниципалитету все равно придется гасить долги за капремонт. А вот дума посчитала это нецелесообразным. Более того, некоторые депутаты задумались: зачем городу художники, какая от них польза? Если прикинуть, наоборот, одни убытки. По расчетам народных избранников, реальная стоимость мастерских - 5 миллионов рублей. Союз художников будет платить (без преференций) 500 тысяч (10 процентов). Получается, бюджет недополучит 4,5 миллиона рублей. К тому же у местных художников, заметили депутаты, напрочь отсутствует коммерческая жилка. Картины пишут, а продать не могут. Зачем тогда пишут?

По данным председателя постоянной депутатской комиссии по бюджету, налогам и сборам Игоря Прозорова, в Кургане всего пять тысяч квадратных метров площадей, которые муниципалитет может выделить по льготной арендной ставке. Почти треть занимают художественные мастерские. Еще семьдесят общественных и социально значимых организаций мечтают получить льготу. Тридцати из них повезло: у них есть скидка, остальные стоят в очереди.

- Я двумя руками за художников и творческую интеллигенцию, но бесплатно никому ничего давать нельзя, - говорит Прозоров. - Если город предоставляет льготы, значит, что-то должен получить взамен. Я предложил разработать систему взаимодействия с Союзом художников, чтобы он мог участвовать в конкурсах на получение грантов, создавал бы произведения искусства и передавал их городу, а на вырученные средства оплачивал аренду помещений. У нас уже есть перечень мероприятий, предусматривающих участие союза в развитии городской инфраструктуры.

Кто оценит вклад

Игорю Прозорову 36 лет, а художнику Валерию Хорошаеву - 76. Депутат не знает, что все это живописцы уже "проходили". Только тогда это называлось не грант, а государственный заказ. Конечно, от грантов мастера не откажутся. Только б они были.

- Весь город украшен нашими руками, - говорит Валерий Хорошаев. - На вокзале, в аэропорту, филармонии, театре, выставочном зале - везде наши произведения. Даже мемориальный комплекс, к которому курганцы возлагают цветы, сделали мы. А за последние 25 лет художники получили только пять муниципальных заказов благодаря программе "Любимый город". Мы передали свои предложения в мэрию, но понимаем, что денег в бюджете нет, рассчитывать особо не на что.

Рассуждая о пользе, народные избранники не учитывают, отметил Валерий Михайлович, сколько художники провели благотворительных выставок, бесплатно передали картин в школы, музеи и интернаты. А как оценить в рублях участие в межрегиональных и международных выставках?

- Это ведь тоже наш вклад в инвестиционную привлекательность Курганской области, если уж использовать экономические термины, - подчеркивает Валерий Хорошаев.

Кстати, контракт на изготовление "Белочки-умелочки", подписанный в апреле, скоро заканчивается, а автору за работу пока не перечислено ни копейки. Нет средств и на завершение памятника основателю Кургана Тимофею Невежину.

По мнению председателя Курганского отделения Союза художников Татьяны Ивановой, проблема в отсутствии закона о творческих союзах. Законопроект разработан более десяти лет назад, но до сих пор не принят. А он как раз смог бы урегулировать отношения творческих организаций с муниципалитетами. Сейчас у художников даже нет законодательно закрепленного статуса. Дошло до того, что некоторые называют их бизнесменами, богатеющими на продажах картин. И невдомек им, что многие мастера, особенно пожилые, едва сводят концы с концами на скромные 8-10 тысяч рублей пенсии.

Комментарий

Людмила Дорофеева, председатель депутатской комиссии по социальной политике гордумы, руководитель программы "Любимый город":

- Не надо забывать, что потомки будут судить о нашем времени не по тому, какие решения и постановления принимали депутаты, а по картинам и скульптурам, как мы сейчас судим о прошлом. Поэтому культуру и искусство надо поддерживать, а не говорить: это коммерческая организация. Художники - творческие люди, не предприниматели. Мастерские - их рабочие места.

Кстати

В 2003 году мне приходилось рассказывать про судьбу художника Юрия Вещикова. Статья называлась "Сюжет с неоплаченным счетом". Архитектор по образованию, Юрий Вещиков писал и картины. Когда ему выделили мастерскую, не мог скрыть радости.

- Наконец на 61-м году жизни созданы все условия для творческой деятельности члена Союза художников России, - признался мастер.

Но радость была недолгой: художник не смог оплачивать аренду и коммунальные услуги. Накопился большой долг. Юрий Иванович впал в депрессию, не спал. Все повторял жене:

- Сейчас придут, все опишут, и мы останемся без средств существования.

Расстройство здоровья было настолько серьезным, что пришлось лечь в больницу.

Юрия Вещикова уже нет, а на месте его мастерской стоит кафе. По данным Союза художников, за пятнадцать лет живописцы потеряли семь мастерских, в 2007 году - сразу две. Как пояснили в мэрии, последние были изъяты "для муниципальных нужд". С тех пор, похоже, ничего не изменилось.