15.10.2015 00:44
    Поделиться

    Дорожным сервисом должны заниматься частники, а не государство

    Сегодня безопасность движения и эффективность функционирования автомагистралей страны определяют не только качество дорог, но и качество придорожного сервиса: мотели, автозаправки, торговые точки, кемпинги.

    Но чтобы заманить инвестора не только на самые напряженные участки дорог, но и в "медвежьи углы", необходимо создать привлекательные условия для предпринимательства.

    Водители, особенно профессиональные, везущие десятки пассажиров или груз на многие миллионы рублей, должны жестко соблюдать режим труда и отдыха. Но как и где им отдыхать? Как отметил ведущий советник управления экономики отраслей Аналитического центра при правительстве РФ Михаил Низов, существующие сейчас объекты дорожного сервиса (ОДС) даже вдоль федеральных трасс не в полной мере отвечают запросам шоферов: не образуют упорядоченной системы, не регламентированы по составу и качеству оказываемых услуг и т.д.

    Как полагают в Росавтодоре, ОДС должен обеспечивать бизнес. Возможность его совместного взаимодействия с государством уже подтверждают примеры из практики, например, в Вологодской области, Перми, где за государственные деньги строятся площадки отстоя большегрузов, а объекты сервиса - кафе, гостиницы и прочее - обустраивают частные инвесторы. По словам замруководителя Росавтодора Дмитрия Прончатова, концепцией развития ОДС предусмотрено создание прежде всего привлекательных условий для предпринимателей, поскольку строительство таких объектов не входит в перечень задач государственного значения. "Для нас важно, чтобы бизнесу было интересно", - подчеркнул он. Как показывает практика, значительные возможности для организации придорожного сервиса в регионах связаны с потенциалом развития внутреннего туризма. Согласно данным Ростуризма, по итогам летнего сезона рост внутреннего туризма в РФ составил 40 процентов. Этот потенциал важно использовать для развития регионов, малого и среднего бизнеса. Достаточно позитивным опыт развития ОДС в ходе создания рекреационных зон оказался в Алтайском крае. Как отмечают в краевом управлении по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры, активное развитие туристической сферы региона, брендовых маршрутов "Малое Золотое кольцо Алтая" и "Большое Золотое кольцо Алтая" и увеличение потока туристов в значительной степени повысили интерес бизнеса к развитию и расширению ОДС. Этому также способствует адресная финансовая поддержка субъектов предпринимательства, привлекающих дополнительные инвестиции для повышения качества оказываемых услуг, что приносит свой результат. Сегодня в сфере дорожной инфраструктуры края занято почти 500 фирм, а в целом за последний год местные предприниматели инвестировали в развитие ОДС более 100 миллионов рублей. "Сегодня бизнес понимает, чего хотим мы, но еще важнее, что бизнес понимает потребителя, ради которого мы все и работаем. С другой стороны, сегодня мы показываем очень приличный дорожный сервис на федеральных магистралях. Но есть и краевые дороги, и очень значимые объекты туризма, к которым ведут региональные автомагистрали. На этих направлениях нужно активизировать работу", - отметил глава региона Александр Карлин.

    Как полагают в Росавтодоре, объекты дорожного сервиса должен отстраивать частный бизнес

    Однако для успешного развития инфраструктуры придорожного сервиса на местах еще предстоит выработать ряд нормативно-правовых изменений в действующее законодательство. Например, утвердить практику размещения ОДС непосредственно в полосах отвода дороги, а не только в придорожной полосе. По мнению юриста "Инвест-Консалтинг" Евгении Колесниченко, такое решение было бы наиболее целесообразным. В то же время комплексное решение задачи формирования инфраструктуры придорожного сервиса в масштабах страны, на всей протяженности федеральных автодорог только за счет усилий частного бизнеса, без управления и контроля со стороны государства будет трудновыполнимой, поскольку потребует больших капитальных вложений, считают эксперты.

    Успешно работающие сегодня многофункциональные сервисные комплексы эффективны благодаря тому, что расположены в густонаселенных регионах и местах сосредоточения транспортных потоков. Однако необходимость равномерного распределения ОДС на автодорогах страны требует приложения сил со стороны государства. Кроме этого, оно может стать координатором в предоставлении услуг информирования участников движения и пассажиров о расписании общественного транспорта, дорожной ситуации, метеоданных и прочих показателях, необходимых в пути. Так, к примеру, актуальная информация о дорожных работах и объектах придорожного сервиса позволит более эффективно планировать маршрут поездки, рассчитать логистику пассажирских и грузовых перевозок, сэкономить деньги и время. Чтобы учесть все требования сегодняшнего дня, отмечают эксперты "Инвест-Консалтинг", в том числе в регламентирующих документах, нужно предусмотреть такое определение ОДС, как многофункциональная зона обслуживания. Она должна предоставлять минимальный набор услуг: стоянку, туалет, информационный стенд и некоторые другие. В то же время здесь возможно привлечение частных инвестиций на обустройство пунктов питания, небольших торговых центров и т.д. Сейчас законодательное определение ОДС рассматривает их в качестве площадок для отдыха, что несколько сужает не только их функционал, но и возможность прихода инвесторов.

    Поделиться