Новости

Запрет продажи спиртного по пятницам может поднять градус напряжения в обществе и увеличить покупки алкоголя
Закрытые витрины с алкоголем в конце рабочей недели, рост производства суррогатного спиртного и развитие у людей привычки запасаться бутылками с горячительным заранее. Все это может стать реальностью, если идея с введением "дня трезвости" в Москве и Санкт-Петербурге будет принята, считают эксперты "Российской газеты".

О предложении отдельных депутатов запретить продажи алкогольных напитков в Москве по пятницам, а в Санкт-Петербурге - по средам стало известно накануне. Письма с такими рекомендациями были разосланы всем региональным парламентам. Главными целями инициаторов запрета стали забота о здоровье граждан, которое ухудшается в том числе из-за "пятничного алкоголизма", перенесенного потом на выходные (а то и на понедельник), а также возможное снижение числа "пьяных" ДТП в обеих столицах.

Практически сразу же после появления новости ее активно начали обсуждать в Интернете, причем противников нововведения оказалось намного больше, чем сторонников. Начали на него реагировать и в местных парламентах. В частности, о том, что столичные депутаты все-таки не планируют предлагать запрет продажи алкоголя по пятницам, заявляла глава комиссии Мосгордумы по здравоохранению и охране общественного здоровья Людмила Стебенкова.

При этом в Роспотребнадзоре концепцию идеи приняли, но с осторожностью. "Мы поддерживаем все идеи, которые при реализации ведут к снижению алкоголизации населения. Чем меньше народ употребляет спиртных напитков, тем нация здоровее", - отмечала глава ведомства Анна Попова. Глава же минздрава Вероника Скворцова заявила, что прежде чем давать рекомендации регионам, необходимо посмотреть на результаты работы инициативы. Руководство регионов тоже разошлось в своей оценке введения "дня трезвости" в пятницу. В Башкирии его поддержали, а в Екатеринбурге заявили, что лучше идти по пути переноса продажи алкоголя в специальные магазины и повышения акцизов на спиртное.

По мнению экспертов "Российской газеты", позитивных изменений не даст ни одна подобная мера. "Я уверен, что запрет продажи алкоголя ни в среду, ни в пятницу, ни когда-либо еще введен не будет. Даже если бы это и случилось, то, поверьте, все бы догадались запастись спиртным во вторник или четверг, еще и на всякий случай с запасом, раза в полтора побольше, чем обычно", - сказал директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз.

По его словам, неизбежным последствием запрета продаж алкоголя стал бы рост количества суррогатной продукции, поскольку запрос на спиртное в обществе никуда не исчез. В регионах, где алкоголь запрещено продавать по выходным, либо больше дней в году, чем обычно, пить меньше не стали, напоминает Вадим Дробиз.

Специализированные "алкомаркеты" тоже не станут панацеей, а зарубежный опыт по их внедрению - не более чем миф, считает собеседник "РГ". "Да, в скандинавских странах алкоголь можно приобрести в сравнительно небольшом количестве торговых точек, их примерно 500. Но такие ограничения привели к росту потребления спиртного в круглосуточных кафе и ресторанах - там его выпивается примерно 30 процентов по всей Скандинавии. В России в местах общепита выпивается 3 процента алкоголя", - рассказал Вадим Дробиз.

По его словам, на алкоголизацию финнов, шведов или норвежцев ограничительные меры не повлияли, а привели к увеличению числа "алкотуров" в сопредельные страны, включая и Россию. "В прошлом году финские туристы вывезли с собой из Эстонии треть розничного алкоголя. Плюс в Северной Европе хорошо развито самогоноварение, только широко говорить об этом почему-то не принято", - рассказал Вадим Дробиз.

Именно поэтому любая запретительная мера, связанная со спиртным, нуждается в глубоком анализе. "На сегодняшний день инициатив, связанных с алкогольной тематикой, много, но они часто не проработаны с точки зрения социальных исследований и экспертных мнений", - говорит руководитель федерального проекта "Трезвая Россия" Султан Хамзаев. По его мнению, при любом продвижении подобных идей нужно обязательно исповедовать главную ценность "не навреди". В противном случае реакция на них неизбежно будет обратной, а выиграют исключительно производители суррогата, уверен Султан Хамзаев.

Инфографика "РГ". Фото: Антон Переплетчиков / Роман Маркелов
Подписка на первое полугодие 2017 года
Спроси на своем избирательном участке