Новости

16.10.2015 00:20
Рубрика: Культура

Костюм для сосульки

Андрей Бартенев представил в Москве свои арт-проекты
На этих выставках Бартенев через 20 лет после появления на арт-горизонте предстает перед публикой не веселящим ее клоуном-фриком. Он уже много лет художник с международной репутацией: читает лекции, участвует в проектах знаменитых арт-центров вроде Фонда де Кунинга и NAC, воспитывает учеников. Сегодня, отмечая 50-летие, он видится важным для своего времени художником с фантазией и нелинейным взглядом на мир.

Помещения ММСИ на Гоголевском сейчас все отданы Бартеневу (ретроспективе "Скажи: я тебя люблю!") и его ученикам ("Андрей Бартенев. Фабрика"). Готовить выставку, курируемую Ольгой Свибловой и Василием Церетели, начали с работ 90-х, и друзья и ученики художника все лето собирали и реставрировали проекты и объекты.

Например, "Ботанический балет" 92-го года, растущий из воспоминаний о норильском детстве с его контрастом черной ночи и белого снега. Сейчас это просто развешанные по залу - куклы? скульптуры? - фигуры и костюмы из папье-маше. С длинными "шеями" платьев, гроздьями неизвестных фруктов в качестве рукавов etc, которые во время перфомансов в английском Royal Festival Hall надевали на себя Андрей со сподвижниками. А вот названия костюмов: "Северная подводная лодка", "Восьминогая собака для быстрой езды", "Девушка-пурга"...

Абсолютными арт-объектами, нимало сегодня не шокирующими, а лишь удивляющими тем, как они выглядят и звучат (инсталляции тут поют тенорами и скрипят вентиляторами), выглядят костюмы для Морозко, Герды-Чебурашки и Сосульки в серии "Снежная королева", прогремевшей некогда в Третьяковке. Аляповатые, сделанные в 90-х из упаковок соков, стиральных порошков, "киндеров" - Бартенев клеил это вручную и так создал еще и памятник эпохе и нашим иллюзиям: новое время дало новые товары, но забрало наивные ожидания.

Продуманность за кажущейся спонтанностью видна и в нынешних работах Андрея. В десятках своих произведений - а залов ММСИ хватило лишь на считаные проекты, остальное представлено в десятках видеопоказов (в галерее RuArts Андрей еще выставляет сейчас свои пастели, и в "Розе Азора" керамику) - он абсолютно внерамочен и свободен и в объектах и в графике и голографических скульптурах.

Бартеневым движет стремление одеть окружающее в свои авторские "одежды", придать обыденному праздничный вид, заставить его меняться. На смену костюмам из папье-маше для уличных шоу пришли видеопроекции. Вот новейшая "Облепиха" - металлическое растение с белоснежными лампочками-шарами, Connection lost, участвовавшая в Венецианском биеннале: постоишь в темноте в окружении сердец-орбит с голографическими надписями "Связь оборвалась" и вправду потеряешь связь с миром.

Образец слияния высоких технологий и чувств - инсталляция, давшая название проекту: "Скажи: я тебя люблю!" Это разлетевшиеся на дугах по длинному залу десятки динамиков: подойди к микрофону и признайся кому надо в любви, крикнув погромче: "Я тебя люблю!" Динамики подберут твоим словам музыку, нужное эхо и отзовутся ответным признанием.

Культура Арт Актуальное искусство Гид-парк РГ-Фото