Помещения ММСИ на Гоголевском сейчас все отданы Бартеневу (ретроспективе "Скажи: я тебя люблю!") и его ученикам ("Андрей Бартенев. Фабрика"). Готовить выставку, курируемую Ольгой Свибловой и Василием Церетели, начали с работ 90-х, и друзья и ученики художника все лето собирали и реставрировали проекты и объекты.
Например, "Ботанический балет" 92-го года, растущий из воспоминаний о норильском детстве с его контрастом черной ночи и белого снега. Сейчас это просто развешанные по залу - куклы? скульптуры? - фигуры и костюмы из папье-маше. С длинными "шеями" платьев, гроздьями неизвестных фруктов в качестве рукавов etc, которые во время перфомансов в английском Royal Festival Hall надевали на себя Андрей со сподвижниками. А вот названия костюмов: "Северная подводная лодка", "Восьминогая собака для быстрой езды", "Девушка-пурга"...
Абсолютными арт-объектами, нимало сегодня не шокирующими, а лишь удивляющими тем, как они выглядят и звучат (инсталляции тут поют тенорами и скрипят вентиляторами), выглядят костюмы для Морозко, Герды-Чебурашки и Сосульки в серии "Снежная королева", прогремевшей некогда в Третьяковке. Аляповатые, сделанные в 90-х из упаковок соков, стиральных порошков, "киндеров" - Бартенев клеил это вручную и так создал еще и памятник эпохе и нашим иллюзиям: новое время дало новые товары, но забрало наивные ожидания.
Продуманность за кажущейся спонтанностью видна и в нынешних работах Андрея. В десятках своих произведений - а залов ММСИ хватило лишь на считаные проекты, остальное представлено в десятках видеопоказов (в галерее RuArts Андрей еще выставляет сейчас свои пастели, и в "Розе Азора" керамику) - он абсолютно внерамочен и свободен и в объектах и в графике и голографических скульптурах.
Бартеневым движет стремление одеть окружающее в свои авторские "одежды", придать обыденному праздничный вид, заставить его меняться. На смену костюмам из папье-маше для уличных шоу пришли видеопроекции. Вот новейшая "Облепиха" - металлическое растение с белоснежными лампочками-шарами, Connection lost, участвовавшая в Венецианском биеннале: постоишь в темноте в окружении сердец-орбит с голографическими надписями "Связь оборвалась" и вправду потеряешь связь с миром.
Образец слияния высоких технологий и чувств - инсталляция, давшая название проекту: "Скажи: я тебя люблю!" Это разлетевшиеся на дугах по длинному залу десятки динамиков: подойди к микрофону и признайся кому надо в любви, крикнув погромче: "Я тебя люблю!" Динамики подберут твоим словам музыку, нужное эхо и отзовутся ответным признанием.