Идея была озвучена на совещании у премьера Дмитрия Медведева, посвященном развитию нефтеперерабатывающей отрасли. Глава минэнерго Александр Новак предложил обязать нефтяников поставлять на внутренний рынок не менее 90 процентов производимого ими бензина и закрепить это требование в четырехсторонних соглашениях. Они, напомним, были подписаны в 2011 году Федеральной антимонопольной службой (ФАС), Росстандартом, Ростехнадзором и самими нефтяными компаниями.
По результатам совещания минэнерго было поручено проработать инициативу с участниками рынка. В итоговом протоколе были прописаны уже конкретные объемы нефтепродуктов, которые должны поставляться на внутренний рынок: 95 процентов применительно к бензину и 52,5 процента - к дизтопливу. Эту информацию "РГ" подтвердили в минэнерго. О результатах обсуждения этой идеи ведомство должно доложить правительству до 1 декабря. К дискуссии также подключатся Ростехнадзор, ФАС и Росстандарт.
Эксперты неоднозначно оценивают предложение минэнерго. Юрий Станкевич, зампред комитета по энергополитике Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), отмечает, что дополнительное административное регулирование в виде требования продавать определенные объемы топлива на внутреннем рынке могут привести к дисбалансу на нем. То есть излишние объемы моторного топлива, поставляемые на внутренний рынок, останутся невостребованными из-за отсутствия спроса.
"Совещание у главы правительства продемонстрировало отсутствие дефицита топлива на российском рынке. Это обусловлено вводом новых мощностей и модернизацией существующих, а также сокращением спроса в связи с экономической обстановкой", - говорит Станкевич. Он напоминает, что, по прогнозам минэнерго, с которыми солидарны нефтяные компании, предложение автомобильного топлива и в перспективе будет полностью покрывать внутренний спрос. "На обеспечение баланса направлены существующие меры налогового и таможенного регулирования рынка нефтепродуктов, а также действующий механизм биржевой торговли. Дополнительных мер не требуется", - констатирует Станкевич. При этом добавляет, что в новой редакции энергостратегии до 2035 года, которую правительство намерено рассмотреть 19 ноября, ставятся задачи по увеличению, а не по снижению экспорта топлива.
Эмилия Сибирева, заместитель гендиректора "Финэкспертиза-Капитал", как положительный момент в предложении минэнерго отмечает возможность сдержать рост цен на топливо в 2016 году. "По базовому прогнозу минэкономразвития, инфляция в следующем году должна уложиться в 6,4 процента. Ориентир ЦБ - в пределах 5,6-6,6 процента, - напоминает Сибирева. - Понятно, что удержаться в таких рамках будет непросто. Между тем рост цен на бензин может внести заметный вклад в инфляцию и, чтобы этого не допустить, минэнерго хочет гарантированно насытить топливом внутренний рынок".
Соотношение экспорта и внутреннего потребления топлива, по словам собеседницы "РГ", составляет примерно пятьдесят на пятьдесят. "Хотя, к примеру, в 2014 году при росте производства дизельного топлива внутренний рынок упал на 4 процента, а экспорт вырос на 17 процентов", - вспоминает Сибирева. В целом, по ее словам, экспорт нефтепродуктов остается привлекательным для нефтяных компаний, и вряд ли они благосклонно отнесутся к инициативе минэнерго. Но для промышленности и населения эта мера будет благом.
Кстати
В 2015 году потребление бензина в России, по оценке минэнерго, составит 35,4 миллиона тонн. Прогноз на следующий год колеблется в пределах 34,4-36,4 миллиона тонн.