Председатель правительства провел заседание президиума Совета при президенте по модернизации экономики и инновационному развитию России, на котором предложил обсудить, как в будущем будут реализовываться "дорожные карты" так называемой Национальной технологической инициативы.
Участникам встречи представили проекты по направлениям: "Автонэт" (в сфере автотранспорта), "АэроНэт" (летательные аппараты), "МариНэт" (морские технологии) и "НейроНэт" (нейрохирургия). Куратором по первым трем станет Минпромторг, по последней - Минобрнауки. Документы рассматриваются как долгосрочная межведомственная программа частно-государственного партнерства по содействию развитию новых перспективных рынков на базе высокотехнологичных решений, которые будут определять развитие мировой и российской экономики через 15-20 лет.
"Рассчитываю услышать ваши предложения по этому поводу, но хочу проинформировать, что должно выйти постановление на эту тему. Жду его на подпись на позднее понедельника следующей недели", - дал Медведев понять, что эта дискуссия будет последней.
- Реализация дорожных карт начинается в 2016 году, на эти цели из бюджета уже предусмотрено до 10 миллиардов рублей, что в нынешних условиях не очень просто было найти, - заявил премьер. - В нынешней ситуации тем более важно, чтобы каждый вложенный рубль, каждый, точнее, специально предназначенный рубль, был вложен максимально эффективно в действительно перспективные проекты, поэтому механизм отбора должен быть максимально прозрачным.
Самое сложное сейчас - правильно оценить перспективу и определить, какая технология в будущем, как выразился Медведев, выстрелит. Тем более важно найти правильно работающие экономические механизмы, которые позволят этим техническим решениям развиваться. "Нам нужна диверсификация и новые промышленные технологии, несмотря на санкционное давление на страну, которое фактически закрыло нам доступ к сфере технологий во многих странах", - обозначил глава кабмина основную задачу технологического развития. Сделано это должно быть, несмотря на внутренние экономические сложности.
- Задачи, которые мы сегодня обсуждаем, выходят за рамки просто отраслевой темы. Их решение в глобальном смысле является одним из ключей к переформатированию нашей экономики из сырьевой в инновационную, - добавил премьер-министр. - Собственно, чего мы так добиваемся, но и что, скажем прямо, у нас пока не очень получается.
Министр Ливанов отметил одну особенность, которую придется учитывать при обосновании финансового обеспечения технологических планов. "Дорожные карты", конечно, различаются своим содержанием и теми мероприятиями, которые необходимо осуществить", - заметил он. Например, "карта" AutoNet содержит предельно конкретные бизнес-проекты, по которым правильно использовать инвестиционную логику при обосновании запроса на дополнительные средства. В то же время в NeuroNet больше включены мероприятия, нацеленные на формирование исследовательской среды, и здесь приходится говорить не о формировании материальной базы, а условиях для появления поколения исследователей в области нейрохирургии. "Таким образом мы считаем принципиально важным, чтобы в проекте постановления требования к финансовым планам позволяли, с одной стороны, четко обосновать потребность в ассигнованиях, минимизировать риски неэффективного использования средств, а с другой стороны, были бы достаточно гибкими, для того чтобы учитывать разницу в содержании, целях и мероприятиях "дорожных карт", - считает глава минобрнауки.
- Здесь крайне важно не свести всю работу к бюрократической процедуре и не умножать бюрократическую нагрузку на тех людей, те организации, которые будут реализовывать мероприятия, сделать простую, прозрачную систему отчетности, - добавил министр.