Согласны ли вы с тем, что террористическая группировка "Исламское государство" представляет одну из основных угроз в ближневосточном регионе?
Евгений Сатановский: Нет, это не так. Основная угроза - это переформатирование Ближнего Востока тандемом салафитских монархий Персидского залива, без закулисного участия которых многие экстремистские группировки не могли бы долго просуществовать. Вот это настоящая угроза.
Насколько сильно может измениться облик Ближнего Востока в результате этих процессов?
Евгений Сатановский: Страны развиваются, некоторые разваливаются. Одни государства на карте остаются, другие - нет, меняются их границы. Сегодняшние процессы вполне естественны, и, конечно, Ближний Восток изменится, в том числе в результате них. Нет сегодня государств, которые оставались бы в тех же границах, что и 200, даже 100 лет назад. В прошлом Советский Союз и Соединенные Штаты, как две сверхдержавы, полагали, что они управляют ближневосточными процессами, но на самом деле это было не так. Сегодня на позицию тех же американцев оказывают сильнейшее влияние саудовцы и катарцы. И денег на это они тратят очень много.
Какое будущее ждет Сирию?
Евгений Сатановский: Будущее Сирии определится не в течение дней, недель и даже месяцев. Это может занять несколько лет. Сирия может развалиться, может сохраниться как страна в урезанном варианте, а может исчезнуть с карты окончательно, сохранившись на ней де-юре.
Видите ли вы возможность для сотрудничества России и США в борьбе с общей угрозой терроризма?
Евгений Сатановский: С моей точки зрения, такое сотрудничество проблематично. Потому что Россия с террористами борется, а американские коллеги с одними террористами борются, а с другими - нет, и от этого получается такой результат, что лучше бы они вообще ничего не делали.
В чем вы видите причину новой вспышки насилия в Израиле?
Евгений Сатановский: Во-первых, решение вновь атаковать израильтян было проплачено спонсорами. С тем, откуда поступили деньги, еще предстоит разбираться Тель-Авиву. Во-вторых, Израиль в рамках так называемого мирного процесса начал выпускать на свободу различных террористов и окончательно нивелировал ту угрозу, которую для террористических группировок и террористов одиночек представляли правоохранительные органы. Известно, что террорист, убивший израильтянина (при условии, что он останется в живых), будет отбывать наказание в достаточно комфортабельных условиях. И, вполне возможно, на деньги израильских налогоплательщиков успеет окончить вуз и защитить диссертацию. При этом ему будут разрешены телефонные звонки домой, оказана медицинская помощь и многое другое. Так почему бы не пойти на террор? Тем более оплачивается тот щедро: палестинские власти платят семьям террористов, сидящих в израильских тюрьмах в зависимости от числа лет, которые те получили в качестве меры наказания. То есть чем дольше сидит террорист, тем выше доходы его семьи. Это серьезные деньги, которые на палестинских территориях сложно заработать. А так можно обеспечить и себя, и семью на оставшуюся жизнь. Обычная ситуация.
Тем не менее американцы не оставляют надежд на возобновление переговоров между Израилем и Палестиной?
Евгений Сатановский: Президент Обама получил авансом Нобелевскую премию. Он рассчитывал быстро продвинуть ближневосточный мирный процесс. Но это не удалось. В итоге Обама смог оправдать свою Нобелевскую премию только подписанием соглашения с Ираном. Тогда как на ближневосточном треке он продолжает "придушивать" израильтян. Не любит он премьера Израиля Биньямина Нетаньяху - что же теперь с этим поделать?