Проблема интеллектуального "безбилетничества" - отнюдь не только российская "головная боль". Почти сто лет назад международное сообщество для решения этой задачи создало Международную конфедерацию обществ авторов и композиторов (CISAC), на 1 июня 2006 г. объединявшую 227 организаций из 120 стран.
Россию в CISAC с 1993 г. представляет прошедшая государственную аккредитацию Общероссийская общественная организация "Российское Авторское Общество" (РАО) - правопреемник Всесоюзного агентства по авторским правам (ВААП), созданная российскими авторами и правообладателями для управления авторскими правами на коллективной основе. Методика работы Общества в целом соответствует деятельности зарубежных партнеров, а государственный контроль за работой Общества осуществляют Минкультуры и Минюст России.
Важность и актуальность этого общественного института неоспорима, поскольку в сферу полномочий РАО входят управление исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения (с текстом или без) и отрывки музыкально-драматических произведений при их публичном исполнении, сообщении в эфир или по кабелю, а также осуществление прав авторов музыкальных произведений (с текстом или без текста), использованных в аудиовизуальных произведениях, на получение вознаграждения за публичное исполнение либо их сообщение в эфир или по кабелю - все то, что предписывает наш Гражданский кодекс. Именно из таких кирпичиков, как РАО, создается прочный фундамент правового государства.
Эффективна ли работа РАО? Отчетность Общества позволяет дать положительный ответ. За прошедшие пять лет авторские сборы РАО увеличились почти в два раза и в 2014 г. составили 4,6 млрд рублей, что на 5% больше, чем в 2013 г. До 1,7 млрд рублей возросли сборы в регионах, на 10% увеличились поступления от предприятий торговли и общественного питания.
Из 4,6 млрд рублей авторы получили 3,1 млрд рублей, 0,3 млрд рублей составили налоги, 0,9 млрд рублей - расходы по сбору, распределению и выплате авторского вознаграждения, а оставшиеся средства потрачены на зарплату, управленческие расходы и проведение благотворительных мероприятий.
К настоящему моменту РАО заключило 182 договора о взаимном представительстве интересов со 118 иностранными авторско-правовыми организациями из 68 стран мира. В России на ниве музыки РАО, замечу, отнюдь не являющееся монополистом, представляет интересы практически всех российских авторов и более 2 млн зарубежных правообладателей. Добавлю, что в 2014 г. поступления от учрежденного РАО Российского союза правообладателей (РСП) составили 0,4 млрд рублей, увеличившись на 14,2% (с 2010 г. РСП собирает компенсационный сбор за копирование произведений с импортеров и производителей техники в размере 1% от цены реализации товара или его таможенной стоимости).
Впрочем, что нам сухие цифры! Несколько лет назад российские авторы и исполнители жаловались, что основной доход они получали не с продажи своих произведений на различных носителях, а с концертной деятельности.
В последние годы ситуация меняется. Многие артисты получают от РАО детализированные отчеты о том, где и когда были задействованы их музыкальные произведения. И это касается не только их трансляции на радио и телевидении, но их использования в спектаклях, фильмах, на массовых мероприятиях.
РАО как организация по управлению правами на коллективной основе сама не осуществляет использование произведений и объектов авторских и смежных прав, в отношении которых ей предоставлены полномочия по управлению правами. РАО лишь обеспечивает заключение лицензионных договоров с пользователями, сбор, распределение и выплату вознаграждения правообладателям. В деятельности РАО присутствует и формат бездоговорного управления, поскольку у многих авторов просто нет времени и возможностей заключать со всеми организациями отдельные договоры.
Как отмечает известный джазовый пианист Даниил Крамер, "законодательное регулирование деятельности таких организаций, как РАО, необходимо, но это не значит, что надо полностью отменять бездоговорное управление: ведь есть артисты, у которых нет времени заключать со всеми отдельные договоры, и их текущая система управления правами вполне устраивает".
Существующая в России система защиты авторских прав, конечно же, не идеальна. Она далеко не всегда успевает реагировать на новые форматы воспроизведения, не всегда учитывает новые нормативные веяния, зарекомендовавшие себя в международной практике, возможно, нуждается в большей прозрачности. Многие претензии к РАО справедливы, однако реформировать сложившийся и весьма успешный институт следует трепетно, а главными участниками изменений должны стать не рвущиеся "порулить" бюрократы, а профессионалы - те, ради которых РАО и существует.