Десятки новых внедорожников "Тойота Хайлюкс", на которых сегодня разъезжают боевики ИГИЛ в Ираке и Сирии, ранее поступили в регион по линии Госдепартамента. Как отмечают в собственном расследовании специалисты американского Института Рона Пола, такова нехитрая разгадка ребуса, над которым на прошлой неделе стало ломать голову министерство финансов США. После анализа многочисленных пропагандистских видеозаписей боевиков ИГИЛ в американском минфине обратили внимание на постоянно мелькающие на кадрах джипы и пикапы "Тойота" и заинтересовались, каким образом крупные партии новых машин попали в руки террористов. Специалисты минфина, специализирующиеся на выявлении каналов финансирования террористов, обратились к японскому производителю автомобилей с просьбой помочь в расследовании. Но в японской компании "Тойота" ничего не знали о том, как выпущенные концерном автомобили оказались в руках боевиков. Такой ответ производитель из Страны восходящего солнца дал министерству финансов США. Японцы подчеркнули, что тщательно следят за тем, чтобы их продукция не использовалась в военных целях и террористическими организациями. При этом в компании отметили, что не в состоянии установить тотальный контроль за движением своих авто, приобретенных, к примеру, посредниками. Как заявили в концерне, "Тойота" перестала поставлять свою продукцию в Сирию около трех лет назад. Впрочем, в соседнем Ираке продажи выросли в три раза - с 6 тысяч машин в 2011 году до 18 тысяч в 2013 году. В прошлом году показатель несколько снизился - до 13 тысяч единиц.
"Однако Минфин США задал вопрос не по адресу, - указывает в своей статье аналитик института Тони Карталуччи. - Вместо этого следовало бы обратиться с запросом к своим соседям из Госдепартамента". Автор со ссылкой на местные СМИ напоминает: "В прошлом году Госдеп в рамках программы помощи оппозиции снабжал бойцов так называемой Свободной сирийской армии специально оборудованными джипами "Тойота". В одну из партий вошли 43 автомобиля". По данным института, особой популярностью у мятежников пользовался пикап "Тойота Хайлюкс". Со ссылкой на британскую "Индепендент" автор также указывает, что правительство Великобритании по состоянию на 2013 год также направило сирийским мятежникам примерно два десятка внедорожников.
В самом минфине ход расследования не комментируют. Просьба отреагировать на сообщения в прессе о том, что ведомство снабжало мятежников пикапами, поставило в тупик официального представителя Госдепартамента. Тот сначала отметил: "Я не в курсе, есть ли здесь связь с теми автомобилями, которые, возможно, поставили США". А затем, растерявшись, и вовсе отказался подтверждать даже сам факт поставок, пояснив: "Я должен взглянуть на это поподробнее".
Руководитель Института Рона Пола Дэниэл Макадамс в интервью агентству "Спутник" отметил, что по оценкам отдельных специалистов "от 60 до 80 процентов оружия и экипировки, которые поставляются так называемой "умеренной оппозиции", в конечном итоге оседают в руках боевиков ИГИЛ и "Аль-Каиды". Поэтому никакой мистики в том, что внедорожники "Тойота" в конечном итоге попали к террористам, он не видит. Иногда оппозиционеры добровольно передают снаряжение, переходя на сторону боевиков, а иногда просто бросают его при отступлении. Он напомнил, что этим не раз грешили даже обучаемые Пентагоном бойцы, не говоря о тех, кто получал американское оружие и боеприпасы в рамках секретной программы ЦРУ. Но если Пентагон проводил хоть какую-то проверку подопечных на связи с экстремистами, то ЦРУ гораздо меньше заботилось о том, с кем сотрудничает и просто хотело одержать победу.
Справка "РГ"
В декабре 2014 года Верховный суд РФ признал террористическими международные организации "Исламское государство" и "Фронт ан-Нусра", запретив их деятельность на территории страны. Таким образом был удовлетворён иск Генеральной прокуратуры России. В связи с этим любое участие в деятельности "Исламского государства" и "Фронта ан-Нусра" на территории России считается уголовным преступлением.