В известном немом фильме Якова Протазанова 27-го года человека из ресторана - официанта Скороходова - играл Михаил Чехов. И в его взгляде сосредотачивалась вся трагедия бедного человека и вся его тоска по красивой жизни, ассоциировавшейся у него с белыми залами, зеркалами и солидной публикой. Внешне Константин Райкин в целом ряде проявлений является самым прямым последователем и продолжателем театральной школы Михаила Чехова, но насколько внутренне это ему действительно близко (поскольку личных заявлений на данный счет не поступало), можно будет утверждать уже по горячим премьерным следам.
Очевидно, что это дореволюционное произведение Шмелева привлекло внимание Райкина не только богатством психологических красок в роли и наличием практически безграничных актерских возможностей - играть там есть что. Актуальность "Человека из ресторана", одного из ранних произведений Шмелева, прославивших его еще при жизни в России ("Лето Господне" и "Богомолье" в изгнании, за рубежом, еще не написаны), сегодня поразительна. Социальные картины резкого расслоения общества будто скопированы с сегодняшнего дня. Как и ультразвуковые скорости обогащения непонятными способами - фигурирует там один "коммерции советник", чье состояние невозможно было прожить, потому что каждую минуту оно прибывало на пять рублей - старыми...
Что это, закон повторяющейся на рубеже веков истории или признаки не меняющейся со временем психологии русского человека? Будем разбираться вместе с молодым режиссером спектакля Егором Перегудовым, по первому образованию переводчиком-синхронистом, по второму высшему - выпускником мастерской Сергея Женовача. Он выпустил несколько спектаклей в "Современнике" и РАМТе, постоянную прописку штатного режиссера получил в "Современнике", заслужил премиальный титул "лучшего режиссера новой волны" и теперь пробует свои силы на выездной площадке "Сатирикона". Спектакль получается густонаселенный - под сорок исполнителей, не считая оркестрантов дамского ресторанного оркестра. Во времена Шмелева в него принимали барышень самого строгого поведения, закончивших консерваторию. В "Сатириконе" их нравы изучали самым тщательнейшим образом. Так же как и правила дореволюционного ресторанного этикета, пригласив специалиста обучить труппу и только после того зазвав зрителей "к столу".