Ответственность владельцев гидроциклов и катеров ужесточат

В ближайшее время время Госдума рассмотрит законопроект, который ужесточит ответственность "лихачей" на воде. Это поможет повысить безопасность рыбаков и отдыхающих.

Авторы законопроекта - депутаты заксобрания Волгограда. В пояснительной записке к документу говорится, что актуальность предлагаемых изменений обусловлена участившимися обращениями граждан с жалобами в отношении судоводителей маломерных судов, в том числе гидроциклов.

Основной причиной обращений является грубое нарушение судоводителями Правил пользования маломерными судами на водных объектах, утвержденных приказом МЧС России № 502 от 29 июня 2005 года. Речь идет о ситуациях, когда гидроциклисты пренебрегают безопасностью окружающих, создавая аварийно-опасные ситуации, угрожающие жизни и здоровью граждан.

По данным МЧС, в 2013 году было зафиксировано 28 аварийных происшествий с маломерными судами, в результате которых погибли 25 человек, из них 1 ребенок в возрасте 5 лет, 9 человек пропали без вести, 15 человек получили увечья. Из общего количества судов, с которыми произошли аварийные происшествия, 16 судов в результате аварий затонули, 17 судов получили повреждения, на 12 судах отсутствовали спасательные средства, 9 аварий совершено лицами, находившимися в состоянии алкогольного опьянения, а у 13 граждан, совершивших аварии, не имелось удостоверений на право управления маломерным судном.

При осуществлении рыбной ловли произошло 12 аварий, из них 70% аварийных происшествий произошло по причине опрокидывания и затопления маломерных судов в результате перемещения находящихся на борту людей. При этом погибли 6 человек, 2 человека пропали без вести и 2 человека получили увечья.

Основной причиной аварийных случаев в 2013 году явилось столкновение судов (11 случаев) и опрокидывание (10 случаев) в результате превышения скоростных режимов и неумелого маневрирования судоводителей. А вообще же в регионах в прошлом году зарегистрировано 5691 происшествие на водных объектах, при этом погибли 5043 человека. В 2014 году увеличилось и количество детей, погибших на водных объектах: если дав года назад погибло 328 детей, то в 2014 голу - уже 367.

Основными причинами происшествий с маломерными судами являются нарушение правил плавания, превышение скоростных режимов и неумелое маневрирование судоводителей, в результате которых происходили столкновения судов (10 случаев), затопления судов (8 случаев) и опрокидывания (7 случаев).

25% всех аварий произошла на судовом ходу, куда маломерным судам согласно пункту 145 Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации заходить разрешается в исключительных случаях (маломерное судно не должно затруднять движение судов и заблаговременно уходить с их пути).

К примеру, в в Астраханской области в районе дельты реки Волги начиная с 2006 года произошла 41 авария маломерных судов, в результате погибли 32 человека, 25 получили увечья, 6 судов затонули, 16 повреждены. Из 41 аварии 30 произошли в результате столкновений, опрокидываний и ударов о подводные препятствия. Причиной всех аварий стало банальное несоблюдение скоростного режима.

Волгоградские депутаты выделили юридический аспект проблемы - в Кодексе об административных правонарушениях не установлена специальная норма, предусматривающая ответственность судоводителей за причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью людей при нарушении правил эксплуатации маломерных судов. "Это способствует безответственному поведению судоводителей на водоемах и безнаказанности лиц, совершивших правонарушения", - говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Кроме того, в связи с участившимися случаями управления маломерными судами судоводителями, находящимися в состоянии опьянения (в 2013 году - 159 правонарушений, в 2014 году - 195 подобных правонарушений), законопроектом предлагается ужесточить административную ответственность за это, предусмотрев наказание в виде административного штрафа в размере пяти тысяч рублей и лишения права управлять судном на срок от одного года до двух лет.