В конце сентября перед зданием парламента начался бессрочный протестный митинг, инициатором которого выступил Демократический фронт. Протестующие требуют отставки премьера Мило Джукановича, формирования переходного правительства и проведения свободных демократических выборов. Один из лидеров Демократического фронта Андрия Мандич обратился с открытым письмом к послам 28 стран-членов НАТО. Он назвал "вступление Черногории в НАТО, проводимое правительством Джукановича, нелегитимным, так как большинство граждан страны против вступления в альянс и это решение никогда не признает".
В воскресенье вечером состоялись очередные акции протеста оппозиционных партий, выступающих за отставку кабинета Мило Джукановича. Во время столкновений ранения получили шестеро сотрудников полиции и двое гражданских лиц. Сторонники оппозиции, недовольные социально-экономическим положением в государстве, предложили властям сформировать переходное правительство.
"Российская газета" попросила прокомментировать происходящие в Черногории события заместителя председателя Государственной Думы РФ Сергея Железняка:
- Настоящей причиной гражданских выступлений в Черногории стало накопившееся недовольство негативными последствиями многолетней политики передачи под внешнее управление элементов национального суверенитета страны. В результате за фасадом обновления государственности и процессов, именуемых евроатлантическими интеграциями, внутри Черногории возникло значительное число внутренних проблем и конфликтов.
В отличие от сценариев "оранжевых революций" у выступлений оппозиции в Подгорице отсутствуют зарубежные заказчики и спонсоры. Черногорские протесты носят общенациональный и общегражданский характер.
Происходящие в стране протестные акции нельзя считать антинатовскими. Негативные последствия от вступления Черногории в НАТО следует, скорее, рассматривать в качестве катализатора всего комплекса социально-политических и экономических противоречий.
Считаю, что для урегулирования кризиса в Черногории необходим общенациональный диалог, направленный на стабилизацию обстановки и осуществление политических преобразований.
Но в создавшейся обстановке пропагандистская кампания вокруг возможного вступления Черногории в альянс только подливает масло в огонь разгорающегося социально-политического конфликта.
Исключительно логикой блоковой экспансии можно объяснить усилия, которые предпринимает НАТО для вербовки в свои ряды небольшого балканского государства. К каким тяжелым и даже трагическим последствиям приводят эксперименты по созданию протекторатов НАТО хорошо известно в самой Черногории и на всем постюгославском пространстве, на Ближнем Востоке и в Северной Африке, в Грузии и на Украине.
Против вступления Черногории в НАТО последовательно выступает не только большинство парламентской оппозиции, но и Сербская православная церковь, многочисленные общественные организации и средства массовой информации. Даже голосование по промежуточной резолюции в парламенте в поддержку натовского будущего Подгорицы не набрало требуемых 2/3 голосов для проталкиваемой натовскими лоббистами парламентской процедуры фактического вступления Черногории в альянс. По сути это провал годами проводившейся руководством североатлантического блока политики, направленной на втягивание страны в НАТО.
Россия внимательно следит за развитием ситуации в Черногории и разделяет обеспокоенность ее политиков, духовных и общественных лидеров, в том числе перспективами ухудшения многовековых добрососедских отношений России и Черногории. Блоковая зависимость уже наносит прямой ущерб российско-черногорским отношениям в виде антироссийских санкций, и негативный тренд сохраняется.
Что касается вопросов безопасности и территориальной целостности для таких малых стран, как Черногория, то актуальным для них становится поиск и формирование внеблоковых решений.
Насколько мне известно, в развитии дискуссии по данной повестке заинтересованы многие общественно-политические силы в Черногории. Учитывая историческую близость народов России и Черногории, особую роль в развитии диалога могла бы играть общественная дипломатия. А также информационное присутствие новостей из Черногории и Балканско-Черноморского региона в российских СМИ.