По мнению руководителя кремлевской администрации, мир сейчас переживает переломный момент.
"С одной стороны, есть общепризнанные институты вроде Совета Безопасности ООН, без которых было бы совсем плохо, с другой - отдельные страны, именующие себя носителями эталонной демократии, демонстративно попирают международное право", - говорит Сергей Иванов.
"Для них законы не писаны, точнее, они признают единственный: кто сильнее, тот и прав. Все это очень опасно. Мы ведь живем не в джунглях, никому не позволено разрушать миропорядок", - поясняет он. И в этом смысле Сирия является лакмусовой бумажкой.
"Помню, как американские партнеры и коллеги в конце нулевых годов терпеливо объясняли мне, что очень важно принести демократию на ближневосточные земли. Принесли… Результаты видит весь мир", - пояснил предысторию этого решения Иванов, напомнив о ситуации в Афганистане, Ливии, Ираке.
Есть и еще один аргумент в пользу того, почему Россия вынуждена была вмешаться в сирийский конфликт.
"Как вы, очевидно, слышали, в рядах "ИГ" воюют тысячи выходцев из России и стран СНГ. Прикажете ждать, пока они там потренируются и спокойненько вернутся домой?", - говорит Сергей Иванов.
При принятии решения были учтены все риски. Участие российских военнослужащих в наземной операции не планируется, еще раз подтвердил Иванов, а аэродром, откуда вылетают российские самолеты, находится под очень серьезным уровнем защиты. Все превентивные меры приняты.
При этом целью операции в Сирии не является желание отвлечь внимание от ситуации на Украине.
"Нелепо опровергать досужие разговоры", - говорит Иванов.
К России, подчеркивает он, всегда относились "с, мягко говоря, большим подозрением". Но "попытки наказать Россию бессмысленны и неэффективны".
"Вот исключили из G8. Думали, что мы очень расстроимся. Но куда точно не стремимся вернуться, так в "восьмерку", - привел пример Сергей Иванов.
Что касается Украины, то глава президентской администрации верит, что рано или поздно начнется восстановление отношений между нашими странами.
"Когда? Понимаете, не все от нас зависит. Если другая сторона не хочет, не будешь ведь заставлять. Это не наш метод…", - пояснил Сергей Иванов. Что касается разрыва экономических связей, в том числе в сфере ВПК, то здесь, считает Иванов, больше всего пострадала именно Украина.
"Если власти в Киеве думают о будущем государства, им стоит серьезно озаботиться происходящим. Украина из аграрно-технологической страны превращается в тупой - извините за грубое слово, но другого не нахожу - придаток для производства сельхозпродукции, которую еще неизвестно, кто купит", - пояснил глава президентской администрации.
Затронули в интервью и тему импортозамещения. К тотальному импортозамещению, подчеркнул Сергей Иванов, никто не стремится.
"Но покупать за валюту, условно говоря, памперсы, как это было раньше, сегодня вряд ли разумно. Это не высокоточный прибор для космической ракеты, такую мелочь, думаю, можно быстро научиться и в России выпускать", - считает он.