Новости

19.10.2015 12:46
Рубрика: Общество

В России снизится число вузов с юридическими факультетами

Сокращение расходов в будущем году коснется Минобрнауки в меньшей степени, чем других ведомств социального блока. Об этом заявил глава министерства Дмитрий Ливанов.

"В целом, конечно, ситуация непростая. Но я думаю, мы потеряем расходов на образование меньше, чем остальные министерства соцблока", - отметил он.

По словам Ливанова, в проекте федерального бюджета на 2016 год не предусмотрено ни сокращения зарплат преподавателям вузов, ни уменьшения числа бюджетных мест в них. "Есть принципиальное решение о том, что госзадание вузам не будет сокращаться. В условиях нормативного финансирования сокращение госзадания обозначает сокращение количества бюджетных мест в вузах. Вот этого не будет", - подчеркнул министр.

Именно от госзадания, как правило, зависит зарплата преподавателей в большинстве университетов. Норматив, которые получают вузы на студента, учитывает расходы на обучение и оклады педагогов. Конечно, есть вузы, где госфинансирование не составляет самую прибыльную часть бюджета. Но таких единицы.

Сокращение финансирования может затронуть стройки. Те объекты, где уже идут строительные работы, будут завершены. А вот новое строительство, которое планировалось на 2017-2018 годы, может быть отложено. Тем не менее, строительство новых школ будет продолжаться.

Что касается перспектив ЕГЭ, министр Ливанов пояснил: "ЕГЭ работает, пороговые баллы, в том числе для получения аттестата, меняться не будут". По его мнению, нужен определенный период, хотя бы три года, чтобы стабилизировать ситуацию.

Не планируется введения астрономии в школах в качестве отдельного предмета. "Знания по астрономии можно давать на разных уроках", - пояснил министр.

Выпускникам школ, которые хотят быть юристами, надо иметь в виду - число вузов с юридическими факультетами будет снижаться. "В 90-е годы возник бум на юридическое образование. Но сейчас мы понимаем: то, что предлагают многие вузы, к юридическому образованию не имеет никакого отношения. Профессионалами их выпускники не становятся. Останутся те вузы, которые способны давать хорошее образование", - рассказал Дмитрий Ливанов.

Он напомнил, при этом в РФ были и есть очень сильные юридические школы, например, в МГУ, СПбГУ, Саратове, Екатеринбурге. По данным Ассоциации юристов России, из тысячи программ юридических специальностей Ассоциация аккредитовала только 78-79. Для абитуриентов это сигнал: остальные вузы дают некачественное образование и могут лишиться юрфаков. Министр пояснил, что процедура лишения аккредитации отработана и технических и организационных сложностей нет. В ближайшее время получить специальность юриста в России можно будет только в крупных опорных вузах, направление юридического образования в филиальной сети сократится.

Что касается опорных вузов, то сейчас около десяти их них готовы объединяться. "Объединение будет исключительно добровольным. Главное, регион должен поддержать это решение", - особо выделил это правило министр.

В Минобрнауки рассказали, что приказ о проведении конкурсного отбора вузов на финансовое обеспечение опорных вузов уже подписан. Участником конкурса может стать любой государственный вуз федерального значения, принявший совместное решение о реорганизации. Это должно быть подтверждено добровольными решениями ученых советов. Также участниками могут стать вузы, уже находящиеся в процессе объединения, если дата выхода соответствующего приказа об их реорганизации - не ранее 1 июня 2015 года.

Участие в конкурсе не распространяется на 10 федеральных университетов, на вузы, участвующие в проекте 5-100, а также на вузы, расположенные на территории Москвы и Санкт-Петербурга.

Отбор заявок будет проводить конкурсная комиссия при Минобрнауки. Определять претендентов на победу, размер субсидий каждому из победителей, а также проводить экспертную оценку представленных программ развития опорных университетов будет экспертный совет, в состав которого войдут представители ассоциаций работодателей, представители региональных органов власти, а также профессионального образовательного сообщества.