"Если крупный бизнес имеет возможности устанавливать новые контакты между регионами разных стран, то малый бизнес серьезно ограничен в связях. Их контакты и бизнес-миссии показывают недостаток информации и финансовых возможностей по продвижению на рынки других стран. Очевидно, нужно развивать совместный бизнес стран ШОС и БРИКС, используя технологии, которые они могут нам предложить", - говорит Дмитрий Шаронов, заместитель премьер-министра правительства Республики Башкортостан.
Серьезной поддержкой партнерства малого бизнеса и госкорпораций стала "дорожная карта" по закупочной деятельности госкомпаний и госмонополий. Она дала конкретный механизм поддержки малого и среднего бизнеса, стала толчком к принятию правительством постановления, устанавливающего квоты в 10% прямых закупок у малого и среднего предпринимательства и 18% с учетом субподряда. "Это существенная составляющая объема закупок для всех крупных компаний. Надо понимать, что малые предприятия имеют разную структуру и профили деятельности, они готовы обеспечить разные потребности крупных компаний", - говорит Юрий Зафесов, директор департамента закупочной деятельности "Россети".
Чтобы развивать малый и средний бизнес регионов стран ШОС и БРИКС, нужно внедрять франчайзинговые сети, которые помогают развивать бизнес под сильным брендом, уверен Юрий Михайличенко, исполнительный директор Российской ассоциации франчайзинга: "Нужно обсудить реальную концепцию дальнейшего развития малого бизнеса в регионах, чтобы мы могли наладить несырьевой экспорт наших российских брендов и создать мощную основу для лоббирования и продвижения наших товаров на зарубежные рынки. Сегодня 40% товарооборота в мире происходит через франчайзинговую сеть".
По словам Михайличенко, развитие франчайзинга даст России не только возможность продвигать свои товарные знаки, но и наладить мощный товарообмен со странами ШОС и БРИКС. Для них это уникальная возможность войти на наш рынок с малыми затратами. "Когда франчайзер входит на чужую территорию и осуществляет свою экспансию, он практически не вкладывает свои инвестиции, он пользуется инвестициями той страны, в которой продает бренд. Опыт бразильских и китайских компаний на территории других государств показывает, как можно в большом объеме "съедать" рынок стран за счет внедрения франчайзинговых сетей", - отметил он.
Потенциал франчайзингового рынка БРИКС очевиден, только в Бразилии 1800 против 2500 в США, в Индии - 1900 брендов. "Рынок Китая и Бразилии для нас представляет полрынка земного шара. Франчайзинг прежде всего предоставляет технологии, и мы можем научиться у индусов, как развивать агрофранчайзинг, у бразильцев - как развивать франчайзинг товаров. Нам есть чему поучиться, нам есть что самим предложить. Если мы приблизимся к Южной Корее, где франчайзинг составляет 14% ВВП, то это новый этап и инструмент для занятости населения, привлечения инвестиций, создание нового уровня качества жизни", - считает Юрий Михайличенко.
Николай Комлев, исполнительный директор Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий, отмечает, что обмен опытом важен во всех сферах экономики, в частности в ИТ. Именно на этот рынок стоит ориентироваться малому бизнесу стран БРИКС. "Информационные технологии сегодня пронизывают все стороны жизни. ИТ трансграничны, и этот бизнес имеет низкий порог вхождения, что важно для малого бизнеса. Молодым предпринимателям довольно трудно стартовать, открыть завод или предприятие, а для стартапа в ИТ достаточно иметь компьютер, Интернет и умную голову", - заметил Николай Комлев.