По словам Аксакова, законопроект направлен на то, чтобы навести порядок в финансовой сфере, исключив ситуации, когда учредители или руководители доводят до банкротства финансовый институт, а затем создают еще одну финансовую организацию и продолжают обманывать клиентов. "Если мы защитим финансовые институты, мы поможем миллионам россиян, которые пользуются услугами этих институтов, в том числе доверяя им свои деньги. Кроме того, повышая ответственность собственников и руководителей финансовых организаций, мы сохраняем деньги, которые будут вкладываться в экономику, реальные проекты, а не разворовываться", - отметил депутат. По его словам, принятие закона позволит упорядочить ситуацию на финансовом рынке и остановит многие "горячие" головы от необдуманных поступков, направленных на нарушение закона. Аксаков добавил, что к проекту закона есть ряд замечаний, которые в определенной степени могут быть учтены ко второму чтению.
В пояснительной записке к документу отмечается, что он разработан для повышения эффективности контроля и надзора за качеством корпоративного управления, возможными рисками, прозрачностью структуры собственности некредитных финансовых организаций (НФО), а также для преодоления неоднородности норм, регулирующих их деятельность. Предполагается закрепить единый подход к оценке деловой репутации и финансового положения учредителей, органов управления и должностных лиц НФО, а также к устанавливаемым квалификационным требованиям. Сами НФО восприняли появление нового закона неоднозначно.
"Закон нужен рынку, - сказал директор СРО "МиР" Андрей Паранич. - Он повысит качество управления микрофинансовых организаций и затруднит вход на рынок недобросовестным собственникам и руководителям МФО. Эти ограничения также окажут положительное влияние на соблюдение прав и законных интересов заемщиков и инвесторов МФО". Эксперт подчеркнул, что законопроект предъявляет общие требования к руководителям НФО и они применимы ко всем участникам финансовых рынков.
Менее оптимистично настроен регистраторский бизнес. "Законопроект вводит дополнительные обязательные требования к учредителям (участникам), органам управления и должностным лицам финансовых организаций, что подтверждает уже наметившуюся тенденцию к ужесточению требований к участникам финансового рынка, однако является излишним, - считает генеральный директор "ВТБ Регистратор" Константин Петров. - Перечень лиц, в отношении которых вводятся дополнительные квалификационные требования, чрезмерно расширен. Целесообразно ограничить этот перечень только теми лицами, от решения которых в конечном итоге зависит деятельность и финансовое состояние компании (единоличный исполнительный орган, главный бухгалтер)". Эксперт добавил, что требования к учредителям (участникам) финансовых компаний сформулированы достаточно абстрактно и могут рассматриваться как ограничивающие конкуренцию.
"Летом 2015 года изменения, касающиеся ужесточения ответственности органов управления общества, уже были внесены в закон об АО, а введение дополнительных обязательных требований к топ-менеджменту и специалистам повлечет существенное увеличение расходов компании (поиск квалифицированного персонала, повышение квалификации, расходы на оплату труда и т.п.)", - сказал Петров. По его словам, вероятность внесения изменений в законопроект существует, однако даже в случае принятия законопроекта в текущей редакции у финансовых компаний будет 5 лет для приведения своей деятельности в соответствие с новыми требованиями.
Дополнительных издержек опасаются и ломбарды. "Требования к квалификации и деловой репутации на ломбардном рынке в целом должны способствовать дальнейшей прозрачности рынка. Однако многие требования представляются избыточными для такого сегмента рынка, как ломбарды, - отметил президент Национального объединения ломбардов Алексей Лазутин. - Для крупного ломбарда количество сотрудников, которых необходимо будет согласовать с ЦБ, исходя из указанного списка должностей, может составлять несколько сотен человек. А в связи с постоянной ротацией персонала процесс согласования будет постоянным". Для небольшого ломбарда, по его словам, это дополнительные издержки, так как руководители малых ломбардов не всегда имеют соответствующий уровень квалификации, и им в течение определенного времени нужно будет пройти соответствующее обучение.
"Покупка/продажа долей/акций и согласование проведения подобных операций с ЦБ таит в себе существенные риски по выходу ломбардов на рынок капитала, что может являться фактором ограничения роста рынка ломбардов в целом и обеспечения финансовой доступности, - добавил Лазутин. - С технической точки зрения для реализации подобного закона потребуется существенное увеличение штата сотрудников Центрального банка, которые будут осуществлять надзор за исполнением закона".