20.10.2015 00:40
    Поделиться

    Эксперт: Каждый третий лифт в многоквартирном доме использовать нельзя

    Более 56 тысяч лифтов опасны для использования
    Каждый третий лифт в многоквартирном доме использовать нельзя, он небезопасен, считает член президиума Общественного совета при минстрое Сергей Чернышов. К таким выводам он пришел после сделанного впервые за 20 лет анализа ситуации с лифтовым хозяйством в субъектах РФ. Информация была собрана в 72 регионах, все цифры завизированы вице-губернаторами краев, республик и областей, так что полученные статистические данные можно считать официально достоверными, хотя, может быть, и слегка приукрашенными. Эти цифры стали предметом обсуждения очередного заседания Комиссии по вопросам лифтового хозяйства Общественного совета при минстрое.

    Результаты экспертов ужаснули: в среднем по РФ износ лифтового парка в жилом фонде составил 35%. Самые старые подъемные механизмы, которые уже давно выработали свои нормативные 25 лет, обнаружены в 19 регионах, где более половины имеющихся лифтов, по признанию специалистов, пора сдавать в музей. Карачаево-Черкесская Республика, Архангельская, Мурманская, Нижегородская, Ивановская области признаны самыми катастрофичными субъектами РФ.

    - Возмущает не столько степень износа лифтов в регионах, сколько нежелание руководителей регионов заниматься их заменой и модернизацией, - недоумевает Сергей Чернышов. - Это тем более непонятно, учитывая, что сегодня повсеместно собираются средства на капитальный ремонт. Например, в Ярославской области (на 63% изношены лифты) власти не направят ни копейки на замену подъемных механизмов, несмотря на то что региональный фонд капремонта соберет в этом году с жителей 1,5 млрд рублей. По словам генерального директора АДС "СО "Лифтсервис" Алексея Захарова, региональные фонды капремонта не заморачиваются - охотнее тратят деньги на замену фасадов зданий и крыш, что обходится дешевле замены лифта, и изменения принимающая комиссия увидит сразу. Согласно полученным данным, как минимум в пяти регионах (КЧР, Архангельская, Ярославская, Волгоградская области и Карелия) ни в этом году, ни в последующей трехлетке не планируются менять лифты. А ведь в 2018 году количество вертикального транспорта с истекшим нормативным сроком службы еще вырастет.

    Однако и в тех субъектах РФ, где планы по модернизации лифтового оборудования худо-бедно сверстаны, ситуация вызывает беспокойство. Так, в Тульской области, где зафиксированный износ лифтов составляет 61%, до 2018 года заменят в лучшем случае только два. А в Нижегородской области из 6328 лифтов больше половины давно отслужили свое.

    Знающие люди считают, что одной из причин такого пренебрежения к вертикальному транспорту является тот факт, что вопиющих, трагических случаев не так много, как автомобильных аварий, чтобы исполнительные органы власти обратили внимание на эту проблему. Ежегодно из-за лифтов погибает 12 человек. "Год от года ситуация не ухудшается, но и не улучшается, видимо, с этим связано игнорирование ситуации властями регионов, - считает вице-президент НП "ОПОРА", бывший глава Национального лифтового союза (НЛС) Евгений Шлеменков.

    - Нужно активнее делать акцент не на износ оборудования, а на безопасность лифтов, только тогда будет эффект, - считает председатель Технического комитета по стандартизации ТК 209 "Лифты, эскалаторы, пассажирские конвейеры и подземные платформы для инвалидов" Лев Вольф-Троп.

    Между тем представитель одной из санкт-петербургских компаний, занимающихся монтажом, Александр Абрамов резонно заметил, что замена лифтов - это очень капиталоемкое занятие. Как рассказали "РГБ" в Национальном лифтовом союзе (НЛС), сегодня установка нового лифта стоит от 1,5 млн рублей. Причем, она может увеличиваться в разы: в зависимости от того, кто выпускает, какие комплектующие, кто монтирует и др. Поэтому при всем желании заменить все изношенные лифты в многоквартирных домах не получится и за пять лет, поэтому Абрамов предложил вместо полной замены поменять только узлы и некоторые механизмы, которые серьезно устарели.

    Нужно активнее делать акцент не на износ оборудования, а на безопасность лифтов, только тогда будет эффект

    На Общественном совете было предложено до конца этого года разработать рекомендации для регионов по ежегодному минимальному проценту отчислений от суммы сбора средств на капремонт, который необходимо направлять на финансирование замены лифтов.

    Также прозвучала идея при поддержке крупнейших банков запустить механизм кредитования ускоренной замены лифтов, чтобы обеспечить безопасность проживания в МКД.

    Сегодня на массовую замену всего лифтового оборудования необходимо потратить почти 300 млрд рублей, подсчитал генеральный директор НП СРО "МОЛО" Иван Дьяков. Он предложил добиться от государства выделения всей этой суммы в качестве льготного кредита, чтобы за короткий срок решить, наконец, эту проблему, а не растягивать ее еще на десятилетия. Затем все средства будут возвращены из средств, перечисляемых собственниками на капремонт.

    Между тем

    На Общественном совете в минстрое были названы и образцово-показательные регионы, где регулярно идет замена устаревшего вертикального транспорта и модернизация оборудования. Среди них - Тюменская, Московская области, Татарстан, Бурятия, Санкт-Петербург, ЯНАО и др. Относительно новенькими лифтами, без серьезного износа, могут гордиться в Ненецком АО, Ингушетии, Алтае, Якутии, Камчатском крае, Сахалинской области и Еврейской АО.

    Поделиться