20.10.2015 00:45
    Поделиться

    Эксперт: В кризис выживают те, кто может пересмотреть свой пакет услуг

    Бизнес ищет новые направления работы
    В период острой экономической ситуации компаниям приходится принимать непростое решение относительно того, как сократить расходы на персонал и справиться с изменениями, поддерживая производительность работ на высоком уровне.

    Основные усилия в кризис необходимо направлять на оптимизацию всех внутренних и внешних бизнес-процессов, уверены 50% компаний, показало исследование НП "Эксперты Рынка Труда". Однако 17% респондентов настроены позитивно и уверены, что кризисное время подходит для поиска новых ниш в развитии бизнеса. Мнения разделились также в пользу снижения затрат (13%) и повышения производительности работы компании (10%). Среди других ответов (10%) - поиск новых рынков для сбыта, улучшение климата в компании и применение комплекса маркетинга и системного менеджмента.

    - Одним из основных инструментов оптимизации затрат в кризис является оценка эффективности персонала. После того как такая оценка проведена, нужно определить, какие функции являются ключевыми, а на чем можно сэкономить. Далее принимается решение, какие функции можно сократить полностью или частично и между кем перераспределить оставшиеся. Если кратко, то это сокращение численности сотрудников и перераспределение их функционала, - говорит Наталья Курантова, директор по работе с ключевыми клиентами Kelly Services. - Другим распространенным методом, к которому прибегают компании в кризис, является развитие бизнеса с помощью продаж, которые поддерживает маркетинг. Как правило, для этого компании нанимают антикризисного управляющего, который отстраивает новую бизнес-структуру, где "всем двигают продажи". Это то, что мы сегодня наблюдаем в фармацевтическом сегменте, где происходит значительное усиление отделов продаж, в том числе и с поддержкой маркетинговых служб.

    Треть (32%) опрошенных уверены, что оптимизацию затрат компании необходимо начать прежде всего с сокращения издержек на персонал. Вместе с тем 68% не считают это первоочередной необходимостью при оптимизации затрат, объясняя это тем, что "персонал является основным ресурсом компании, поэтому лучше в кризис постараться оптимизировать другие издержки", и думают, что "оптимизацию затрат необходимо начинать с наиболее быстро восстанавливаемых статей: маркетинг, закупки, продуктовый портфель".

    Сегодня финансовые трудности вынуждают многие компании сокращать персонал, но, прежде чем идти на такой шаг, следует определить, что для организации важно: сократить или сохранить? Руководитель отдела по управлению проектами направления Business Resources кадрового агентства "Юнити" Олеся Портнова полагает, что одним из наиболее эффективных подходов к решению этого вопроса является аутсорсинг бизнес-процессов:

    - Грамотный провайдер совместно с клиентом сможет провести внутренний аудит, где будут выявлены возможные недостатки, невидимые глазу клиента, и определить количество персонала, необходимое для выполнения тех или иных операций.

    Например, путем внутренней ротации кадров можно оптимизировать работу, и там, где ранее определенный функционал выполняли два человека, те же задачи будет выполнять один. Этот подход дает возможность компаниям сосредоточиться на непосредственных задачах бизнеса, на ключевой деятельности, сократить расходы на персонал, минимизировать свои финансовые риски, улучшить качество работы.

    При высвобождении части средств путем оптимизации внутренних ресурсов можно сформировать "мотивационный" фонд, за счет которого премировать особо эффективных сотрудников. Такой с первого взгляда простой подход помогает компаниям сохранить ключевых сотрудников и впоследствии улучшить качество работы и пережить кризис.

    Наиболее результативными инструментами сокращения затрат на персонал бизнес считает "замораживание" найма и закрытие существующих вакансий (56%), передачу непрофильных функций на аутсорсинг (35%), перевод персонала на удаленный режим работы (35%) и сокращение численности штата (33%).

    Вместе с тем наименее результативными названы сокращение фонда оплаты труда (50%), снижение расходов на обучение и повышение квалификации персонала (48%) и временная приостановка работы (44%).

    - Любой процесс оптимизации затрат начинается с внутреннего анализа тех направлений, которые необходимо доработать, оптимизировать и улучшить, - отмечает Олеся Портнова. - В области управления персоналом необходимо начинать с анализа функциональных обязанностей всех сотрудников во избежание ситуации, когда несколько специалистов выполняют одну и ту же работу, что приводит к снижению общей эффективности и значительному увеличению затрат на персонал.

    С тем, что в кризис необходимо активно внедрять дополнительные инструменты мотивации сотрудников, согласились 85% опрошенных респондентов, выделив в качестве наиболее эффективных методов мотивации привлечение сотрудников к обсуждению плана преодоления кризиса (68%), а также неукоснительное соблюдение сроков и размеров выплат сотрудникам заработной платы (46%) и др. Большинство (88%) респондентов согласны с мнением о том, что кризис - это источник новых возможностей для компании.

    Буквально в начале октября рекрутинговая компания "Бигл" провела исследование, опросив соискателей и работодателей, которое показало, что часть компаний внедрила новый формат работы job sharing, когда два сотрудника работают на одной и той же позиции со сменным графиком.

    - Мы привыкли к такой форме занятости в сфере обслуживания, но она также может быть эффективна и в других направлениях, когда, например, перед компанией стоит задача оптимизации, но при этом есть потребность сохранить нескольких ценных сотрудников, работающих в одной специализации.

    При этом, как показало исследование, и многие работники готовы предпочесть job sharing сокращению или новому трудоустройству, - рассказала "РГБ" Наталья Фридрикова, генеральный директор рекрутинговой компании "Бигл".

    Нужно четко понимать, какие цели компания ставит перед собой и как эта компания ожидает пережить кризис. Здесь все, как у людей в экстремальной ситуации. Кто-то хочет "притопить" конкурентов и за счет этого увеличить свою долю на рынке, кто-то - просто остаться на рынке и быть прибыльным. Все зависит от амбиций компании.

    - Успех во многом зависит от уникальности продукта или услуги, которой та или иная компания обладает. На мой взгляд, в кризис успешнее всего выживают те, кто может пересмотреть свой пакет услуг или продуктов и сделать предложение, которое будет востребовано на рынке, - резюмирует Наталья Курантова.

    Поделиться