Новые изменения законодательства, которые затронут уплату налогов, обсудили участники конференции "Налоговые маневры-2015". Наиболее масштабный блок поправок подготовлен в законодательство о трансфертном ценообразовании.
Открывая конференцию, руководитель аналитической службы юридической компании "Пепеляев Групп" Вадим Зарипов выразил пожелание, чтобы законодательство о налогах менялось "только в сторону улучшения, а не в сторону ухудшения". Для этого норму о не ухудшении условий ведения бизнеса необходимо закрепить в Основных направлениях налоговой политики.
О планируемых изменениях в законодательстве о трансфертном ценообразовании рассказала Надежда Кузьмина, начальник сводно-аналитического отдела департамента налоговой и таможенно-тарифной политики минфина. Министерство подготовило законопроект, который уже прошел общественное обсуждение, но готовым документ назвать сложно. "Мы получили серьезные комментарии от сообществ: РСПП, ТПП и других. До сих пор не опубликовали сводку, потому что у нас есть спорные положения, разногласия, что мы будем, а что не будем принимать, - сообщила Кузьмина. - Вероятнее всего, законопроект будет разделен на две части и пойдет к внесению двумя блоками в части трансфертного ценообразования и части контролируемых иностранных компаний".
Законопроектом минфин собирается расширить понятие взаимозависимости лиц. "Когда компания вкладывается в фонд, траст и так далее, а в дальнейшем этим фондом или трастом создаются организации, то мы не учитываем сам траст или фонд, а смотрим на структуру "насквозь", - говорит Кузьмина. Также планируется смотреть на наполнение организации, а не на ее правовую форму. Эта норма будет востребована в тех случаях, "когда по форме это организация, а по наполнению фонд", - отмечает Надежда Кузьмина.
Также среди предложений минфина увеличение пороговых значений в отношении трансграничных сделок до 60 млн руб. По внутрироссийским сделкам предлагается увеличить порог до 2 млрд руб. "Мы планируем увеличивать это значение на коэффициент-дефлятор, то есть увеличение этих значений будет происходить", - поясняет Кузьмина. Для сельхозтоваропроизводителей, не перешедших на ЕСХН, порог составит 60 млн руб.; организаций, осуществляющих медицинскую и образовательную деятельность с применением ставки 0% по налогу на прибыль, - 60 млн руб.; резидентов ТОСЭР или свободного порта "Владивосток" - 60 млн руб. Для компаний на общей системе налогообложения, применяющих пониженную налоговую ставку по налогу на прибыль организаций, установленную законами субъектов РФ, - 60 млн руб. "Самая обсуждаемая норма - это предложение применять пониженный суммовой критерий для сделок с лицами, которые применят пониженную ставку по налогу на прибыль на основании того, что регион установил такую ставку у себя на территории, - говорит Кузьмина. - Эта норма вызвала серьезные дискуссии, и мы сейчас обсуждаем все негативные моменты. Склоняемся к тому, чтобы эту норму исключить".
Она отметила изменение, которое носит технический характер, но его отсутствие влечет негативные последствия. "У нас встал вопрос в отношении сделок с товарами биржевой торговли. Есть перечень минпромторга, и многие, наверное, обращали внимание, что он неполный по сравнению с тем, что заложено в кодексе. Это связано с тем, что у нас не все те группы, которые заложены в кодексе, торгуются на бирже", - рассказывает Кузьмина. Для того чтобы снять это несоответствие, минфин предлагает убрать отсылку на биржевую торговлю и оставить группы товаров, которые перечислены в кодексе. "Но это может подразумевать расширение тех групп товаров, которые могут подпадать под контроль с независимыми лицами, находящимися за рубежом", - отметила Кузьмина.
Дмитрий Фадеев, зампред налогового совета ТПП РФ, представил новый законопроект об уплате НДС и призвал всех поучаствовать в его обсуждении. В ТПП считают, что законопроект положительно скажется на бизнесе. "Проект минфина касается определения налоговой базы и налоговых вычетов в случае получения предварительной оплаты. Он упрощает администрирование", - сообщил Фадеев. Документ предлагает изменения, которые позволят определять налоговую базу по НДС при отгрузке товаров, даже если ранее были проведены авансовые платежи. Уплата НДС при наличии авансов сегодня является одним из проблемных моментов налогообложения, поэтому эксперты высказываются за внесение предложенных законопроектом изменений. Однако есть и другой законопроект, которым в налоговую базу по НДС запрещается включать суммы по сделкам, целью которых был уход от налогообложения. Фадеев отметил, что по факту бизнес имеет один положительный и один отрицательный законопроект в части уплаты НДС.
Проблему налогообложения движимого имущества обозначила Софья Тараева, директор по налогам "TELE 2 Russia". Все движимое имущество, принятое на учет с 1 января 2013 года в качестве основных средств, было освобождено от налогов, но с января 2015 года законодательство изменилось. "Теперь объектом налогообложения не является движимое имущество первой и второй амортизационной группы, в отношении всего остального нужно еще смотреть, у кого вы купили комбайн или трактор", - говорит Тараева. Освобождение от налогов перестало действовать в отношении объектов движимого имущества, принятых на учет в результате реорганизации или ликвидации юрлиц; передачи имущества между взаимозависимыми лицами. Софья Тараева отметила, что изменения, конечно, затронут немногих. Только тех, кто приобрел в последние два года движимое имущество у взаимозависимых лиц и компаний, находящихся в стадии ликвидации или реорганизации. Однако среди приобретателей могут оказаться те, кто купил имущество совсем не для того, чтобы избежать уплаты налогов. Напомним, основной целью изменений является пресечение незаконного получения льготы. Чтобы не платить налоги, некоторые владельцы имущества переводили его с одного юридического лица на другое. Таким образом, оно числилось поставленным на учет после 1 января 2013 года.
Единственным возможным выходом из сложившейся ситуации, по мнению Софьи Тараевой, станет внесение изменений в НК РФ. Для этого следует уточнить, что освобождение действует в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, за исключением объектов, принятых на учет в результате реорганизации или ликвидации юрлиц, если такое имущество до 1 января 2013 года признавалось объектом налогообложения у такого лица или у лиц, являющихся на дату передачи имущества взаимозависимыми с приобретателем имущества.