Эксперт рассказал, как соцсети влияют на перспективы соискателей

Проверка кандидатов в социальных сетях практикуется лишь последние несколько лет, и она становится все более актуальной. Работодатели перестали ограничиваться традиционными резюме, собеседованиями и проверкой соискателя посредством службы безопасности. Все чаще специалисты по подбору персонала заглядывают в социальные сети, в которых информацию о соискателях нельзя назвать релевантной применительно к профессиональным качествам кандидата, а правомерность использования и обработки данной информации вызывает вопросы.

Работодатели ставят задачу найти не просто опытных специалистов, а собрать команду единомышленников, нацеленных на общий результат. Новый сотрудник должен подойти для корпоративной культуры компании, гармонично вписаться в коллектив, успешно адаптироваться и не только не покинуть компанию на испытательном сроке, но и стать лояльным и стабильным членом команды на годы вперед. Не только профессиональная, но и личная информация, в том числе из соцсетей, может быть принята к сведению.

Кроме того, данные из соцсетей могут не только помочь работодателю узнать больше о личности кандидата, но и послужить для проверки данных, указанных в резюме. Был случай, когда компания подбирала человека на вакансию главного бухгалтера. При проверке финального кандидата выяснилось, что его высшее образование вовсе не экономическое, которое он указал в резюме. Обман раскрылся благодаря просмотру его страницы в социальной сети "ВКонтакте". Там кандидат указывал, что он является выпускником военного вуза и имеет военную специальность. Помимо этого он активно общался на форуме выпускников учебного заведения. Когда ему показали распечатку сообщений с форума, он отказался от комментариев и трудовой договор не был заключен.

Применительно к соцсетям внимание уделяется как традиционным "ВКонтакте", Facebook, "Одноклассники", так и профессиональным и деловым сетям: Linkedin.com, Moikrug.ru, Xing.com и др. Например, для работодателя совершенно нормально проверить, полностью ли совпадает информация в резюме с информацией из профиля в Linkedin. Кроме того, важно, чтобы сам профиль кандидата был именно профессиональным. Работодатели обращают внимание не только на описание функционала, но и на указанные хобби, например, горные лыжи или сноуборд. Они могут не только сказать об активности соискателя, что для большинства вакансий плюс, но и привести к длительному больничному. Важно понимать, на какую работу и в компании с какой корпоративной культурой претендует соискатель и, соответственно, как это может быть воспринято. Иногда внимание уделяется и размещенным фотографиям: в профессиональных социальных сетях они должны быть сделаны в деловом стиле - плохое впечатление произведут фото где-нибудь на кухне или, хуже того, в купальнике.

Буквально на днях был случай, когда клиент сам просмотрел профиль финальной кандидатки в "ВКонтакте" и не решился брать ее на работу только потому, что "у нее много селфи, губки уточкой и фотографии в купальнике". А девушка, казалось бы, имела релевантный опыт и шла на невысокую позицию, никак не связанную, например, с клиентской работой, где такой стиль мог бы быть неприемлем.

Однако насколько такая проверка посредством соцсетей законна? Согласно законодательству обработка персональных данных соискателя должна производиться после получения его согласия. Это непосредственно касается и данных, размещаемых в социальных сетях. Исключение составляет доступное широкому кругу лиц резюме, которое кандидат сам разместил в Интернете. А отказ при приеме на работу, основанный на полученной информации из социальных сетей, станет дискриминацией по отношению к соискателю и может быть обжалован в суде. Другой вопрос, что этот факт сложно доказать, что показывает абсолютное большинство судебных дел, разрешенных не в пользу соискателя.

Впрочем, даже если работодатель получил такое согласие, его должна интересовать только та информация, которая связана с профессиональными качествами потенциального работника. А, как мы знаем, информация в социальных сетях в большинстве своем характеризует личные качества человека, его образ жизни, круг общения, интересы, общественно-политические взгляды. Насколько такая информация может быть объективной для работодателя, ведь зачастую в личной жизни и на работе мы совершенно разные?

Так, один из наших кандидатов, финансовый директор, сообщил уже после трудоустройства в одну компанию: "Выйдя на работу, случайно наткнулась на полное описание фидбэков по моей кандидатуре в процессе отбора. Что примечательно, служба безопасности прицепилась к одной в принципе безобидной шутке в "Одноклассниках" - лучше вообще ничего не постить". Тем более всем стоит помнить, что можно заранее сформировать плохое мнение о себе из-за, например, репоста желтой прессы или фотографий из ночных клубов, с отдыха с алкоголем или сигаретой.

Работодателям стоит обращать внимание на следующие моменты. Во-первых, не забывать о законе и этике, тем более что только в лучшие компании с безукоризненной репутацией стремятся сильные кандидаты. Во-вторых, учесть, что на работе и за ее стенами мы бываем очень разные, и далеко не всегда непонятное нам хобби или фото коррелирует с профессиональными навыками. Важнее то, не "лайкает" ли пусть самые интересные, но не относящиеся к работе фото, новости и апдейты кандидат в рабочее время, а потом говорит, что "был слишком загружен и физически не успел" выполнить задачу в срок. В-третьих, при реализации принципа проверки "до седьмого колена" перепроверять свои предположения и всерьез опираться на них можно только в тех случаях, когда одна и та же информация подтверждается разными способами. При принятии окончательного решения крайне важна валидность, ведь кому хочется упустить сильного профессионала из-за того лишь, что, с точки зрения проверяющего сотрудника, потенциальная сотрудница слишком часто делает селфи. Для проверки кандидатов целесообразнее уделить внимание получению рекомендаций не менее чем от 2-3 бывших руководителей или коллег соискателя по его последним местам работы.