"Нужно создать рабочую группу при Комитете Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, которая бы занималась популяризацией ИКТ-специальностей среди молодежи и выработкой направлений образовательных программ, - заявил первый зампред Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Вадим Деньгин. - Сегодня молодые люди не знают, что действительно востребовано, а что нет. Такие профессии, как юрист и экономист, уже уходят в прошлое. Но новых заказов ни от государства, ни от бизнеса университеты не получают. В Советском Союзе был государственный план и распределение на работу. Но сегодня молодые люди попросту не могут прорвать замкнутый круг "нет опыта - нет работы". Нам нужно замечать талантливую молодежь в регионах, создавать для них такие условия, чтобы они могли получить качественное, востребованное образование в крупных государственных университетах, а затем вернуться в свой город и развивать его". По мнению Деньгина, нужно подключать высокотехнологичные компании к работе над образовательными программами, они должны давать ориентиры и поддерживать молодые таланты.
"Разрыв между образованием и ожиданиями бизнеса начали замечать уже в 1970-е годы. Но в этом виноваты не только университеты. Компании очень многого ожидают от студентов. Зачастую вузы не могут чисто физически и финансово угнаться за изменениями в ИКТ-сфере. Поэтому компании должны сами создавать учебные центры с новейшим оборудованием и доводить студентов до необходимого уровня квалификации", - считает глава учебного центра Huawei в России Павел Ланчиков.
Государство также не оставляет без внимания проблему подготовки кадров для ИКТ. "Правительство Москвы пять лет назад приняло проект городских целевых программ, по которым есть конкретные показатели, например, число школ, оснащенных Wi-Fi, электронными учебниками и так далее. Есть также программы, по которым правительство Москвы поддерживает университеты, - рассказал замглавы департамента информационных технологий города Москвы Александр Горбатько. - А вузы должны сосредоточиться на системных знаниях, научить молодых людей "учиться", тогда любой выпускник с хорошими базовыми знаниями сможет самостоятельно поработать над получением дополнительных знаний по конкретным технологиям". Руководитель факультета бизнеса и менеджмента НИУ ВШЭ Светлана Мальцева считает, что при подготовке специалистов университетам не стоит ориентироваться только на сиюминутные потребности бизнеса: "Быстро менять учебные планы и подстраиваться под запросы компаний могут центры дополнительного образования. Возможен разрыв между потребностями бизнеса с тем, какие знания дает высшее образование, но не с тем, что дает дополнительное. А университеты должны ориентироваться на среднесрочные перспективы до 10 лет. Компании должны давать прогноз на востребованность специалистов. Если такого прогноза не будет, то вузы будут готовить не профессионалов, а ремесленников. По этой же причине важно обеспечить взаимодействие студентов с представителями компаний".
Эксперты отметили, что в целом университеты сегодня выпускают хороших специалистов, но они не учат их предпринимательству. "Нет среды для развития проектов, разработок, стартапов. Очень важно поддержать творческую инициативу молодых разработчиков, - отметил заместитель директора по стратегии и коммуникациям Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) Дмитрий Павлюченков. - Вузы должны не только помочь молодым специалистам найти работу в успешных ИТ-компаниях, но и поддержать стартапы. Для этого уже во многих вузах запущены учебные курсы по интернет-предпринимательству".
Сегодня еще далеко не все университеты хотят сотрудничать с компаниями, поскольку исторически вузы и предпринимательство никогда не рассматривались вместе. Во многом на ситуацию повлияло негативное отношение к предпринимателям. И только сейчас мнение общества стало меняться. Все крупные российские университеты стремятся работать на связке "образование - власть - бизнес". "В каждом университете, который связан с подготовкой ИТ-специалистов и инженеров, есть свои программы взаимодействия с бизнесом на условиях государственно-частного партнерства, - отметила директор Института информационных бизнес-систем НИТУ "МИСиС" Марина Нежурина. - Из-за осложнившихся экономических условий бизнес сегодня может планировать только на полгода-год вперед. Но университетам приходится готовить учебный план минимум на год-два вперед. Чтобы разрешить эту проблему, университетам нужно стать более гибкими, научиться редактировать и дополнять учебные планы, не нарушая стандарты. А государству нужно снизить фискальную нагрузку на бизнес, тогда компании начнут быстрее расти, будут появляться новые рабочие места. Бизнес должен "тянуть" ресурсы из образовательных учреждений, но сегодня эта тяга слишком мала".